Саукеле состоит из двух частей: сау (целый, цельный) и келе (верхушка, башня) . Каркас саукеле делали из плотного белого войлока, обтягивали бархатом, шелком, атласом или велюром. Бедные шили его из сукна или сатина, украшали стеклянными бусами или бисером. Богатые расшивали убор драгоценностями — рубинами, жемчугом, кораллами.
Саукеле отделывали бахромой, орнаменты составляли из различных мелких золотых и серебряных монет и фигурных пластинок, которые служили оправой для драгоценных и полудрагоценных камней — сердолика, бирюзы, аметиста. Богатые невесты могли позволить себе саукеле с двумя обильно изукрашенными широкими пластинами.
Верх саукеле неизменно венчал укы — пушистый пучок перьев филина. Края шапки украшали мехом норки, соболя или лисицы. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески — жактау, прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже. Тогда на халат невесты на уровне груди пришивали специальные бархатные кармашки, куда прятали тяжелые концы жактау, чтобы нити не оборвались под тяжестью украшений. Число и длина жактау зависели от имущественного состояния родителей невесты. Подвески могли быть выполнены из кораллов, бирюзы, серебряных и позолоченных пластинок, жемчуга, шелковых кистей.
Томирис (др. -перс. Tahm-Rayiš, приблизительно 570—520 гг. до н. э. ) — полулегендарная царица саков-массагетов, кочевого скотоводческого иранского народа, проживавшего в Центральной Азии к востоку от Каспийского моря. Время её жизни примерно определяется как 530-е годы до нашей эры. Рассказ о войне Томирис и персидского царя Кира приводит древнегреческий историк Геродот («История» I 205—214).
Парадный доспех сакского царя из золотой чешуи на кожаной основе, являющийся стилизованным доспехом катафрактия, найден в иссыкском кургане под Алма-Атой, Казахстан
Саки носили длинные, до плеч волосы. Островерхие войлочные шапки саков считались прообразом священной горы Кайлас. Этот головной убор конической формы состоял из трёх частей (число 3 у всех арийских народов считалось сакральным)
а) верхней части,
б) нижней, прикрывавшей шею и затылок,
в) височной, фиксировавшейся под подбородком.
Форма и детали этого головного убора характерны для всех народов сакийского происхождения.
Красный цвет являлся основным. Красному цвету — цвету доблести, отваги, славы и победы предавалось особое значение. Боевые знамёна, доспехи, одежда саков, отдельные элементы одежды непременно были красного цвета. У древних славян, потомков саков, красный цвет ассоциировался с богом Сварогом — верховным божеством. Сварог — олицетворение небесного света, жара иссушающего, молний — высшее божество славян, прообраз ведийского бога Индры, главного бога в пантеоне ведических богов. Сочетание красного цвета с золотым изображением или орнаментом являлось традиционным для саков и всех произошедших от них народов.
http://www.tarih.spring.kz/ru/history/ancient/figures/tomiris/
http://f2.foto.rambler.ru/preview/r/668x471/4ce287e2-7e59-7716-94d0-8253f4b19459/Томирис_царица_массагетов_рисунок_с_картины_А_Дузельханова. jpg