«Век нынешний» - «Нестор негодяев знатных» , который своих преданных слуг выменял на «борзые три собаки» , и о помещик-театрал, не согласившийся «должников к отсрочке» , и сестра Хлестовой Прасковья, для которой Загорецкий «двух арапчонков на ярмарке достал» , и тот, у кого «на лбу написано: театр и маскерад, дом зеленью раскрашен в виде рощи, сам толст, его артисты тощи» . Максим Петрович, который «на золоте едал» и ездил «вечно цугом» , «при государыне служил Екатерине» , но «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» . Ради карьеры он трижды падал при дворе, словно шут. Зато теперь и в вист он чаще приглашен, и «при дворе приветливое слышит слово» , а главное - «в чины выводит и пенсии дает» . Вот идеал всех Фамусовых и Молчаливых. А брат его — Кузьма Петрович, «с ключом и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат» - московский туз, перед которым преклонялась вся Москва. А сам Фома Фомич: «При трех министрах был начальник отделенья» , - замечает Молчалин, а по мнению Чацкого, «пустейший человек из самых бестолковых» . Это и отец Молчалина, который завещал сыну «угождать всем людям без изъятья» , это и Настасья Николаевна, способствующая делам, и барон фон Клоц со своими продажными секретарями и многие другие. Знаменита Татьяна Юрьевна, к которой рекомендует съездить Молчалин Чацкому за «покровительством» . Также это «трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся и с помощью сестриц со всей Европой породнятся ». Всех их объединяет праздное времяпрепровождение (тетушка Софьи, Прасковья Федоровна) , любовь к сплетням (Татьяна Юрьевна, которая «из Петербурга возвратясь, рассказывала про вашу с министрами связь») . Все московские дамы испытывают особую любовь ко всему иностранному и презрение к национальной культуре. Это все те иностранцы, которые приехали в Россию «со страхом и слезами» , но здесь нашли, что «ласкам нет конца» . Мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, «подбитый ветерком» , - все они любимы в обществе только благодаря своему происхождению.
Ко второй группе внесценических персонажей «века минувшего» относятся все друзья и знакомые Репетилова из секретнейшего союза - жалкое подобие тайного общества, претендующего на роль передового. Это и англоман князь. Григорий, и «любитель» итальянской оперы Воркулов Евдоким, и чудесные ребята Левой и Боринька, и гений-сочинитель Удушьев Ипполит Маркелыч, и их председатель- «ночной разбойник, дуэлист и крепко на руку нечист» . Вот те, которые решают «важнейшие» вопросы. Сам Репетилов рассказывает, чем они занимаются на собраниях: «Шумим, братец, шумим» . Это профессора Педагогического института, «упражняющиеся в расколах и безверьи» , двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать» , племянник княгини Тугоуховской Федор, занимающийся химией и ботаникой, а также вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе «А судьи кто? ..»: «Где, укажите нам....» , «Пускай теперь один из нас....» . Это те люди, которые являются надеждой на светлое будущее России. Введение такого обилия внесценических персонажей не только расширило временные и пространственные рамки комедии, но и способствовало раскрытию основного конфликта пьесы - столкновения двух эпох.