В 3-м действии пьесы и любовный конфликт, и противостояние умов достигают
кульминации.
Софья, навсегда запирая дверь для влюбленного в нее Чацкого, отворяет
ее для равнодушного к ней Молчалина; «единственного здравомыслящего» ,
по мнению самого Грибоедова, человека объявили безумным все 25 глупцов.
После кульминации действие стремительно движется к развязке.
Начатое на рассвете, оно подходит к концу. Четвертый акт – и Чацкий скажет:
Ну, вот и день прошел, и с ним
Все призраки, весь чад и дым
Надежд.. .
Вот и развязка главного конфликта: как бы ни апеллировали к уму
многочисленные персонажи комедии, как бы ни относились к Чацкому
изначально, но «единственного здравомыслящего человека» объявили безумным,
и все, абсолютно все отвернулись от него – и друзья, и недруги.
Нужна ли еще какая-нибудь развязка этому конфликту? Можно ли назвать конец комедии открытым? Вряд ли. Чацкий – человек-одиночка, и любой вид «многолюдства» ему тяжек .
Чацкий на одиночество обречен, и не случайно противостояние умов так тесно переплетено с конфликтом любовным. Сплетня, которой никто не верит, но все повторяют, вернее, не сплетня, а клевета, создана Софьей – этой неглупой, как
указывал автор, возлюбленной Чацкого.
Чацкий, пренебрегающий общественным мнением и действительно независимый
от пресловутых «всех» , только в одном случае может за этими «всеми» повлечься –
если впереди подвиг, слава, опасность. Да, он, наверное, мог бы оказаться участником мятежа, потому что
Мятеж не может кончиться удачей –
В противном случае его зовут иначе.
(Джон Харингтон. )
А среди победителей Чацкого мы вряд ли когда-нибудь найдем: ведь его ум
может принести ему только горе – так сказал Грибоедов в названии комедии.
Она бессмысленна.