Гносеология джайнизма характеризуется гносеологическим оптимизмом. В философии джайнизма считалось, что душа может постичь истину. Это является одной из главных гносеологических черт джайнизма и вообще индийской философии. Познать истину может именно душа. Следовательно, джайнисты и представители индийской философии отрицали рациональное познание. Другими словами, гносеологическая характеристика джайнизма - иррационализм. Джайнисты выделяли две ступени познания, ранжируя от самой низкой:
Чувственное познание, т. е. с помощью органов чувств - непосредственное познание
Сверхчувственное познание, когда объект познается непосредственно душой, а не чувствами или умом. Такое знание имеет три ступени:
человек может познать суть отдельных предметов или явлений,
человек может познать мысли других,
всевидение, когда человек познает абсолютную истину и освобождается от кармы и сансары.
Источники знания джайнисты разграничивали на авторитарные (шрути) и неавторитарное (мати) . Более достоверной информацией обладало по мнению джайнистов авторитарное знание, так как создатели такого знания обладали всевидением и значит, абсолютной истиной.