В отличие от брахманизма, джайнизм дуалистичен. В основе этого дуализма лежит одновременно отрицание (как в буддизме) неизменного начала и признание (как в брахманизме) этого начала. В результате это приводит к признанию диалектичности существующей реальности, ее способности делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана нравственная активность человеческой личности, что подчеркивается крайним аскетизмом. В конечном итоге джайнизм, как и буддизм, утверждает имманентность божественного человеку при признании равенства всего существующего.
Этический дуализм джайнизма не только разрешает, но и рекомендует самоубийство посредством поста (саллекхана) . При этом пренебрежение к собственной жизни уравновешивается с трогательной заботой по отношению к другим живым существам. Джайны практикуют строжайшее вегетарианство? , вплоть до стерилизации воды.
Признавая в целом адекватность познания предмету, джайнизм одновременно утверждает относительность познания, возможность множества точек зрения, с помошью которых может рассматриваться реальность. С этим связан метод джайнизма – сьядвада