Писали, в основном, только монахи. Материалы для письма были дороги (пергамент и т. п.) , работа ручная, долгая и кропотливая, требующая очень много времени и навыков. Поэтому центры письма могли быть только при монастырях, главным образом (помолился, пописал, потом снова молитва, опять письмо) , которые могли себе позволить держать летописца, ничего не делающего кроме письма. Остальным было либо некогда, либо дорого.
Поскольку удовольствие это было дорогое - писание требовало специального богатого заказчика (спонсора) в лице церкви, монастыря, князя с амбициями.
Так как в подавляющем большинстве заказчиками и исполнителями книг и хроник являлись именно церковные деятели, получалось, что даже тексты хроник и летописей насыщены духовными аллюзиями, примерами из библии, комментариями и пояснениямив духе библейских поучений. Да и само содержание книг относилось в основном к истории церкви и ее развития, а также ее к отношению с государством (княжеской властью) . События истории подавались как фон. Кроме того, даже в случае светского заказчика, традиция требовала придерживаться определенных духовных канонов и манеры. Да и вариантов других еще не придумали или не приветствовали. Т. е. в то время никакой литературы, кроме церковной, по сути и не было.