НО
Николай Охрименко

Охарактеризуйте замысел “романной трилогии” Гончарова в целом. Каким историко-культурньм контекстом этот замысел порожд

Охарактеризуйте замысел “романной трилогии” Гончарова в целом. Каким историко-культурньм контекстом этот замысел порожден?

ЕТ
Елена Тимошина

Три романа И. А. Гончарова - "Обыкновенная история", «Обломов" и "Обрыв",
ни в чем не повторяя друг друга, отразили три больших периода русской истории,
в общей сложности-полвека. Гончаров чутко улавливал веяния времени, ощущал
самый ход истории, рождение нового и отмирание старого как живой, органичный процесс. О своих персонажах Гончаров писал: "Я слышу отрывки их разговоров, и мне часто казалось, прости, Господи, что я это не выдумываю, а что
это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться".

Три романа Гончарова объединены между собой единой проблематикой
и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но
соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной
жизни.
Александр Адуев из «Обыкновенной истории» соответствует Обломову и Райскому («Обрыв» ) так же, как Петр Адуев - Штольцу и затем Тушину.
Ценя предпринимателей как трезвых деловых людей, идущих на смену феодально-усадебному укладу, Гончаров в то же время не принимает их делячества и
откровенного эгоизма, которые он распознал ещё в первом романе (в образе
Петра Адуева) .
Художественно совершенны женские образы, созданные Гончаровым; героини отличаются энергией, умом, нравственной силой, верой в высокое назначение
человека.
Образы Лизаветы Александровны («Обыкновенная история») , Ольги («Обломов» )
и Веры («Обрыв») , отражающие прогрессивные стремления русского общества, принадлежат к числу лучших женских образов в рус. литературе. Изображение того,
как застой и апатия сменялись пробуждением, своеобразно проявилось в каждой
части трилогии.
В «Обыкновенной истории» , по словам самого Гончарова, показана «ломка старых понятий и нравов -сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы
и любви, поэзии и праздности» , необходимость дела «в борьбе со всероссийским застоем» .
В «Обломове» центр тяжести перенесён на обличение крепостнической усадьбы
как источника помещичьего паразитизма.
В основе романа «Обрыв» - пробуждение «потенциального обломовца» (Райский)
и молодых сил из дворянской интеллигенции (Вера) , противопоставленных дореформенному нигилисту (Марк Волохов) .
В статье "Что такое обломовщина? " Добролюбов охарактеризовал своеобразие реализма Гончарова как «...уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его... "

АШ
Алла Шклярук

К середине 19 века романтизм изживал себя не только как литературное направление, но и как возвышенное отношение к жизни. Борьба романтизма и прагматизма, мечтателя и практика и стала основной темой всех романов Гончарова. Особое внимание уделяется теме воспитания, "женскому вопросу" - образу "новой женщины" - и появление нового героя - нигилиста, революционера, страшного и обаятельного Марка Волохова. Гончаров-то сам - здоровый консерватор и такого "прогресса" побаивается - будь то Волохов или "душка-Штольц.

Похожие вопросы
о чем роман Гончарова "Обломов" ? подскажите очень краткое содержание :3
Напишите цитаты из романа Гончарова Обломов
В чём замысел романа "Обломов"? Помогите, пожалуйста.
Мой любимый герой романа И. А Гончарова "Обломов"
Почему Вера не осталась с Марком после того, как они переспали? Роман Гончарова "Обрыв"
В чем актуальность романа И. А. Гончарова Обломов
К какому времени (десятилетиям 19-го века) относится действие романа И. А. Гончарова "Обломов"?
Посоветуйте пожалуйста художественные книги романы , трилогии про полтавскую битву
Как выглядел бы роман Гончарова "Обломов", если бы его действие происходило во время зомби-апокалипсиса?
Ваш комментарий к цитате из романа Гончарова "Обломов".