АШ
Ахмед Шахвали

Было ли принятие Конституции 1936 г. попыткой демократизации советского общества?

Максим
Максим

12 июня 1936-го газеты публикуют проект новой Конституции для «всенародного обсуждения». На время народ купился, столь велико было желание и ожидание перемен. Да ведь прав же столько – целая статья (125-я) появилась про свободу слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций. С «небольшой» оговоркой: дозволялось это лишь «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Глубоко же запрятанная ст. 126 скромно обозначила: «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоёв трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Этот и был главный пункт, замаскированный словоблудием о правах, советах и выборах. В которых мог участвовать вроде бы каждый, но вот правом выдвижения кандидатов обладали лишь «общественные организации и общества трудящихся», читай – партаппарат.
Пока записные демагоги и болтуны – Бухарин, Радек и т.п. – изощрялись по части сочинительства красивых фраз о благе и правах трудящихся, Сталин шлифовал самое главное: все его пометки касались только конструирования «вертикали власти»! Когда же в ходе обсуждения наивные граждане пачками понесли предложения об уточнении механизма «народовластия», именно это и было отсеяно в первую очередь.
…И ведь масштабные репрессии не прекратились ни во время «всенародного обсуждения», ни с принятием Конституции, ни после него: счёт шёл на десятки и сотни тысяч. С точки зрения карательно-репрессивных органов, кстати говоря, ничего не изменилось: Конституцию они просто «не заметили». И как масштабно работали не по Конституции, а по инструкции, так и продолжили. Никуда не делась и система внесудебных репрессий, никоим образом в Конституции не обозначенная. И правовой статус граждан по-прежнему регулировался не Конституцией… А потом был нанесён самый мощный сталинский удар: 1937 год прямо вытекал из новой Конституции.
Ширма была сооружена, механизм личной власти Сталина надёжно укрыт от сторонних глаз, фасад подновлён, конфетку трудящиеся скушали. А заодно себя проявили и показали – кого зачищать, было очевидно. Операцию по изъятию «врагов народа» важно было провести до выборов в Верховный Совет СССР: никто из обречённых на заклание не должен был испортить «праздник всенародного голосования», например, вычёркиванием кандидата «нерушимого блока коммунистов и беспартийных». Кстати, именно тогда и была введена в оборот эта сталинская, насквозь фальшивая и лживая формула.
Превентивный удар нужен был и для зачистки всех без исключения носителей любого рода протестных настроений. Нужно было превентивно уничтожить огромную массу не оппозиционеров – их уже не было, но тех, кто потенциально мог стать таковыми. Как признал в своих мемуарах Хрущёв, «почему же тогда Сталин их уничтожил? Он их уничтожил потому, что созревали условия для замены Сталина»

Похожие вопросы
Конституции 1936/1977гг. В чём отличия данных конституций?
Личные права граждан по Конституции России 1936 г.
Чем отличается конституция 1977 г. от конституции 1936 г ?
сравнительная хар-ка конституций 1924 и 1936
работала ли конституция? (принята 5 декабря 1936 г.)
сравнение конституции 1918 и 1936 года
Когда были приняты советские конституции? И 3 главные задачи любой Конституции
Когда были приняты конституция в ссср?
Cколько было Советских конституций, а сколько конституций РФ? Когда они были приняты?
Согласны ли вы с Конституцией 1936 года?