СД
Софья Демишева

Что такое аллюзия? Почему аллюзии характерны для древнерусской литературы?

МР
Мaрия Румянцeвa

Вы, конечно, читали басню И. А. Крыло­ва «Волк на псарне» . В ней рассказывается о том, как волк решил утащить овцу. Но обычно принято считать, что в образах Волка и Ловчего писатель в условной фор­ме изобразил события войны 1812 года, как бы зашифровав здесь отношения Напо­леона и Кутузова.

Такой намек на определенные историче­ские или политические события и называ­ется аллюзией (от лат. allusio - намек, шутка) .

Чтобы у читателя сразу возникло нуж­ное восприятие образа, писатель вкладыва­ет в уста Ловчего следующие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед!» , намекая на ответ

Кутузова на предложение Наполеона о ми­ре во время войны 1812 года.

Иногда на основе аллюзии создается да­же образная система произведения. Напри­мер, О. Форш вводит в воспоминания «Су­масшедший корабль» реальных персона­жей - хорошо известных всем писателей, скрыв подлинные фамилии под прозвища­ми, выбор которых строится на ассоциаци­ях, возникающих у автора.

Прозвища помогают писательнице при­дать каждому образу более обобщенное, иногда даже символическое звучание. Пи­сательница специально подводит читателя к нужной ему аллюзии с помощью введе­ния ряда деталей.

Писатели часто конкретизируют повест­вование с помощью детали, как бы помо­гая читателю, настраивая его восприятие на нужный лад. Так, А, Толстой вводит в исторический роман «Петр I» описание Москвы конца 1941 года. Посвящая свое произведение событиям XVIII века, вместе с тем писатель отразил и настроения лю­дей современной ему эпохи.

Но гораздо чаще писатель развертывает цепочку деталей, оставляя окончательный вывод за читателем, особенно если речь идет о хорошо известном образе или собы­тии. Так, Пушкин как бы вскользь роняет на страницах «Евгения Онегина»: «...но вреден север для меня» , намекая на свою южную ссылку.

Здесь аллюзия является не только сти­левым приемом, но и средством, с по­мощью которого поэт сообщает читателю о некоторых фактах своей биографии. Иссле­дователи установили, что адрес Татьяны в VII главе «Евгения Онегина» - «У Харитонья, в переулке» - не что иное, как ад­рес, по которому сам поэт в детстве жил в Москве.

Аллюзии часто используются авторами исторических романов и повестей. С их по­мощью авторы добиваются того, чтобы сю­жеты, связанные с событиями далекого прошлого, выглядели в глазах читателя как современные. Так, в 1874 году Р. Джо­ваньоли опубликовал широко известный роман «Спартак» . Хотя он был посвящен событиям далекого прошлого, читатели восприняли его как призыв в поддержку войны за освобождение Италии, которую в это время вели сторонники Д. Гарибальди.

Не только образы, но и сюжет некоторых произведений целиком строится на ис­пользовании аллюзии. Например, в «Пове­сти непогашенной луны» Б. Пильняка (1926) не названо ни одной фамилии, но приводимые автором детали позволяют чи­тателю легко угадывать подлинные имена действующих лиц.

Очень распространены аллюзии в мему­арных произведениях. Писатели прибегают к ней, чтобы более свободно рассказывать о пережитых событиях. Так, в воспомина­ниях В. Катаева «Алмазный мой венец» действительность двадцатых годов своеоб­разно зашифрована. Но внимательный чи­татель легко догадывается, о чем ведет речь автор и кто является героями произ­ведения.

Вот какой многогранный прием — аллю­зия!

ЕИ
Елена Исмайлова

аллюзия
- (от фр. allusion - намек) - художественный прием: сознательный авторский намек на общеизвестный литературный или исторический факт, а также известное художественное произведение (например, "Поэма без героя А. Ахматовой насыщена многочисленными культурными, историческими, литературными А.). А. всегда шире конкретной фразы, цитаты, того узкого контекста, в который она заключена, и, как правило, заставляет соотнести цитирующее и цитируемое произведения в целом, обнаружить их общую направленность (или полемичность). В частности, если названия произведений М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого ("Кавказский пленник") - это реминисценция из пушкинского "Кавказского пленника", то рассказ современного писателя В. Маканина "Кавказский пленный" в целом, несомненно, А., причем не только на названные тексты-предшественники, но и на роман Ф. М. Достоевского "Идиот", где одним из ведущих является мотив "спасительной красоты" ("Красота спасет мир"). Именно аллюзийность, свойственная многим произведениям современной литературы, позволяет в данном случае вскрыть полемику современного автора с классиками. Распространенной разновидностью А. в исторических или фантастических произведениях является намек на современные общественно-политические реалии (например, Ф. Искандер "Кролики и удавы", В. Войнович "Москва 2042" и др.) аллюзия

Похожие вопросы
вопросы по "древнерусской литературе"
Что такое Жанр жития в древнерусской литературе?
Для первого этапа древнерусского зодчества характерно:
жанр древнерусской литературы
жанры древнерусской литературы
почему "Слово... " называют жемчужиной древнерусской литературы?
Жанровая структура древнерусской литературы.
Основные произведения древнерусской литературы и её характерные черты.
Герменевтика древнерусской литературы что это такое?
чем характеризуется древнерусская литература?