Не поклоняемся мы иконам, а почитаем их.
Поклоняемся мы Богу. У Вас ведь есть фотографии Ваших родных и близких, и Вы не почитаете эти фотографии как Богов, но и не выбрасываете, а относитесь аккуратно.. .
Если желаете знать, чему мы молимся, откройте любой акафист, который мы перед иконами читаем, например, "Нечаянной радости" – там ясно говорится: честь, которую мы воздаем образу, то есть иконе, к первообразному восходит, то есть к первому образу, то есть к Тому, Кто на этой иконе изображен, и если Вы думаете, что мы поклоняемся доске и краскам, то ошибаетесь в корне.
В точном значении мы поклоняемся не иконам, не веществу, но посредством их Тому, Кто на них изображается. Воздаваемая иконе честь переходит на Первообраз. Поэтому в богословии проводится различие между служебным поклонением (греч. latreia – «служение, поклонение, культ» ) и почитанием (греч. proskunesis). В первом случае служебное поклонение воздается только Богу, тогда как неслужебное поклонение может относиться к святыням и святым. Неслужебное поклонение, воздаваемое святым, основывается на том, что они являются сосудом Божественной благодати.
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5: .
«Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! » (Пс. 98: 5).
«Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Пс. 131: 7).
«Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою» (Пс. 137: 2).
«Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» (Евр. 11: 21).
Протестанты в своем отторжении православных икон дружно противоречат основной новозаветной вести: "Слово стало плотью", Бог стал человеком - и потому ветхозаветные запреты на изображение невидимого Бога отошли в прошлое; так проповедовала Церковь с апостольских времен.
Во Христе Бог стал един с человеком - и если Христос есть Бог, и Христос был видим, то значит, Он стал изобразим. Евангелие описывает жизнь Христа словами, художник - красками. Станет ли протестант держать Евангелие в непотребном месте? Будет ли он в страницы Библии заворачивать бутерброды? И осудит ли он желание человека, который, прочитав Евангелие, от сердечной радости и благодарности поцелует дорогую страницу? Почему же эти чувства нельзя проявить перед ликом Христа, написанным иным способом? Или критики православия всерьез считают, что мы кланяемся дереву и краскам?
Другое дело, что в ветхозаветные времена зримая икона Бога была невозможна. И здесь мы видим типичную уловку сектантов. Они ссылаются на ветхозаветный запрет, делая вид, что Новый Завет ничего не изъяснил. Они указывают на то, что "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1, 18), забывая осмыслить продолжение этой мысли Апостола "Сын же, Он явил".
Схоластические прения, основанные преимущественно на цитатах, не рассматривают такие принципиальные вопросы. Почему некоторых, одержимых демонами, невозможно подвести к чудотворным иконам или к святым мощам? Они начинают бесноваться и хулить. Почему ни одна картина на религиозную тему ни в одном музее мира ни разу не мироточила, а с иконами это происходит?
Кто создал первую икону? Бог, Который сказал: «создадим человека по образу Нашему» (Быт. 1:26). Греческое слово eikon (икона) на церковно-славянский и русский язык переводится словом «образ» . Хорошо бы всем (православным, протестантам и др. верующим) помнить, что человек – святыня Божия, икона и относиться к нему с любовью и почтением как к образу Божьему.
Почитание икон не запрещено. Мы поклоняемся Господу и святым, а не бездушным предметам. Как сказал Христос: «Наш Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» . Святые и сама Богородица не мёртвые, а живые рядом с Христом обитают. И по просьбе нашей могут заступиться за нас перед Богом . И разве можно пренебречь их молитвенной помощью?