В диксиленде 1-2 трубы, 1 тромбон, кларнет или сопрано-саксофон, иногда альт- или тенор-саксофон, 1-2 скрипки. В ритм-секции диксиленда банджо используется чаще гитары. Примеры: ансамбль Армстронга (США) , ансамбль Цфасмана (СССР) .
В малом биг-бэнде могут быть 3 трубы, 1-2 тромбона, 3-4 саксофона (сопрано=тенору, альт, баритон, все играют ещё и на кларнетах) , 3-4 скрипок, иногда виолончель. Примеры: Первый оркестр Эллингтона 29-35 годов (США) , Bratislava Hot Serenaders (Словакия) .
В большом биг-бэнде обычно 4 трубы (1-2 играют высокие сопрановые партии на уровне малых со специальными мундштуками) , 3-4 тромбона (4 тромбон тенор-контрабас или тенор-бас, иногда и 3), 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора=сопрано, баритон) .
В расширенном биг-бэнде могут быть до 5 труб (с видовыми трубами) , до 5 тромбонов, дополнительные саксофоны и кларнеты (5-7 общих саксофонов и кларнетов) , струнные смычковые (не более 4 — 6 скрипок, 2 альта, 3 виолончели) , иногда валторна, флейта, малая флейта (только в СССР) . Подобные эксперименты в джазе проводили в США Дюк Эллингтон, Арти Шоу, Гленн Миллер, Стенли Кентон, Каунт Бейси, на Кубе — Пакито д`Ривера, Артуро Сандоваль, в СССР — Эдди Рознер, Леонид Утёсов.
Симфоджазовый оркестр включает большую струнную группу (40-60 исполнителей) , причем возможны смычковые контрабасы (в биг-бэнде могут быть только смычковые виолончели, контрабас участник ритм-секции) . Но главное это использование редких для джаза флейт (во всех видах от малой до басовой) , гобоев (все 3-4 вида) , валторн и совсем не типичных для джаза фаготов (и контрафагота) . Кларнеты дополняются басом, альтом, малым кларнетом. Такой оркестр может исполнять специально написанные для него симфонии, концерты, участвовать в операх (Гершвин) . Его особенность — выраженный ритмический пульс, которого нет в обычном симфоническом оркестре. От симфоджазового оркестра следует отличать его полную эстетическую противоположность — эстрадный оркестр, основанный не на джазе, а на бит-музыке.