Новелла "Пышка".
Здесь Мопассан описывает события, произошедшие во время Франко-прусской войны.
В одном дилижансе автор свел "приличных" господ и падшую женщину.
Задержанные немецким патрулем, господа подтолкнули Пышку на безнравственный поступок, а потом, получив результат, сами же и осудили ее.
Писатель противопоставляет"добродетельных" граждан Руана и "порочную Пышку" , в результате чего добро и зло должны поменяться местами (проститутка оказывается нравственней и принципиальней "высоких" господ) .
Этим противоречием Мопассан зарождает парадокс как ситуацию обличающую всех участников поездки.
Дальше, развитие парадокса: проголодавшие господа вынуждены говорить с Пышкой, так как лишь у нее есть корзина с едой, которой она, ни сколько не смущаясь, делится с высокими особами.
И наконец, конфликт, как основная часть парадокса, без которой он теряет всякий смысл. Немецкий офицер требует к себе Пышку (мадемуазель Элизабет Руссе) , а та отказывает (офицер пруссак) . Вот он, патриотизм!
Далее, Мопассан мастерски описывает все лицемерие, низость и трусость людей, по наследству получающих право быть избранными.
Пока Пышка "отрабатывала" всем свободу, представители буржуазии веселились, отпускали гнусные шуточки, "хохотали до колик, до одышки, до слез".
И в награду получила патриотка Пышка- "взгляд оскорбленной добродетели", все сторонились ее, будто боялись "нечистого прикосновения".
"Эти честные мерзавцы", которые принесли её в жертву, жрали свою провизию в движущемся дилижансе и хладнокровно рассматривали слезы опозорившейся девицы.
Мопассан мастерски на нескольких страницах описал все лицемерие, низость и трусость людей, по наследству получающих право быть избранными или претендующих на ту ступеньку, которая недосягаема для простых смертных.