Одна глухая – ниточку сучила,
Одна немая – узелки плела.
Не отмеряя, путала, кружила.
Смеясь, слепая ниточку рвала
Чадит лампадка, огонечек светит.
В руках корявых путаная нить.
Сидели Мойры сто веков на свете
Самим решать и за других вершить.
Священные пряхи в древней Греции назывались Мойры (доля, судьба) . Поскольку судьба – сила темная, невидимая, изображений мойр в античном искусстве почти не встречается .
Мойры — три дочери Зевса и Фемиды. Богини человеческой судьбы. Поначалу считалось, что каждый человек имеет свою судьбу — мойру. Так, Гомер знает только одну Мойру - неотвратимый рок. Позже стали считать, что все три сестры принимают участие в жизненной судьбе каждого человека: Клото прядет нить жизни, Лахесис вынимает, не глядя, жребий, выпавший человеку, и проводит нить человеческой жизни через все превратности судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Боги также подчинялись мойрам. Изображались в виде сурового вида старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, а Атропос с книгой жизни и ножницами.
Джон Стадвик, Мойры, 1890
В искусстве мойры изображались по-разному. На греческой вазе Франсуа в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды мойры помещены возле колесницы Гермеса и Майи, в числе 4, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты мойр — прялка, свиток, весы. Изображались Мойры обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух.
Триумф смерти. Три мойры. Фландрский гобелен (около 1510—1520). Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Чтобы не искушать-фаталисты были...