"Банкрот" (первоначальное название "Несостоятельный должник")
В пьесе "Свои люди - сочтёмся" Островский создает типичную биографию купца, рассказывает о том, как сколачиваются капиталы.
Особенность названия пьесы Островского состояла в том, что этот
вопрос-как составляются капиталы в купеческой среде-он показал через
рассмотрение внутрисемейных, ежедневных, обычных отношений.
Большов в детстве торговал пирогами с лотка, а потом стал одним из
первых богачей в Замоскворечье.
Подхалюзин составил себе капитал ограблением хозяина, и, наконец,
Тишка-мальчик на побегушках, а, однако, уже умеет угодить новому
хозяину.
Погоня за наживой целиком определяет мораль купечества, безнравственность этой среды, ее хищничество и цинизм.
Любовь по сути дела изгнана из среды Подхалюзиных и Вольтовых. Брак непосредственно связан здесь с "коммерческим", спекулятивным интересом. Для Подхалюзина женитьба на Липочке-часть хитроумного плана обогащения.
Большов соглашается на сватовство Подхалюзина, считая, что это поможет ему закрепить свою власть над приказчиком и благополучно завершить рискованную аферу. "Злодей", попирающий прежде всего моральные, а не юридические законы, Подхалюзин выражает типические убеждения своей среды. Поэтому поведение его вызывает возмущение только тех из окружающих его лиц, которые непосредственна страдают от его аморальных поступков. Рисположенский оправдывает коварство Подхалюзина по отношению к Болынову и подстрекает его на бесчестную аферу. Тишка оказывается на стороне Подхалюзина, в конце пьесы он смеется над горем обманутого Рисположенского, и Рисположенский обращается к нему с восклицанием: "Ты что? Ты такой же грабитель!".
Липочка сетует на родителей, которые ее "воспитывали, воспитывали, потом и обанкрутились!" и одобряет все поступки Подхалюзина, которые ей выгодны.
В характере Липочки комически сочетаются претензии на образованность и духовная неразвитость.
В эполетах и шпорах Липочка видит высшее проявление мужской привлекательности. А свое обучение танцам рассматривает как необходимую ступень в завоевании благосклонности будущего жениха: "Воображаю я себе: вдруг за меня посватается военный, вдруг у нас парадный сговор: горят везде свечки, ходят официанты в белых перчатках; я, натурально, в тюлевом либо в газовом платье, тут вдруг заиграют вальс. А ну как я перед ним оконфужусь! Ах, страм какой! Куда тогда деваться-то? Что он подумает? Вот, скажет, дура необразованная!"
Но и эти ее претензии не подтверждаются соответствующим умением.То есть вcё указывает на противоречие между тем, что думает о себе Липочка, и тем, что она представляет собой на самом деле.
Тут даны как бы три ступени купеческой карьеры. Через их судьбу
Островский показал, как составляются капиталы.
Добролюбов писал, определяя сущность пьесы Островского: "Вообще, чем можно возмущаться в "Своих людях"? Не людьми и не частными их поступками, а разве тем печальным бессмыслием, которое тяготеет над всем их бытом… Официальным образом мы видим здесь злостного банкрота, еще более злостного приказчика, ограбившего своего хозяина, ехидную дочь, хладнокровно отправляющую в острог своего отца,-и все эти лица мы клеймим именами злодеев и извергов. Но автор комедии вводит нас в самый домашний быт этих людей, раскрывает перед нами их душу, передает их логику, их взгляд на вещи, и мы невольно убеждаемся, что тут нет ни злодеев, ни извергов, а всё люди очень обыкновенные, как все люди, и что преступления, поразившие нас, суть вовсе не следствия исключительных натур, по своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств, посреди которых начинается и проходит жизнь людей, обвиняемых нами".
Изображая купеческое общество, Островский достигает комизма, от которого "как-то тяжело смеешься".
Прочтите пьесу и вы не только с легкостью ответите на все вопросы, но и получите удовольствие.