Основная идея в том, что любой человеческий социум подчиняется общим закономерностям развития и проходит через ряд этапов - общественных формаций (отсюда название) , каждая из которых характеризуется набором определённых социальных, экономических и политически общественных отношений. Переход от одной формации к другой определяется несоответствием между производственными силами (уровнем технического развития и «развитостью» тех групп людей, на долю которых приходится основная часть труда) и производственными отношениями (социально-политическим устройством, системой принуждения к труду и т. д. ) Каждая предыдущая формация способствует развитию определённых "новых" социальных групп и одновременно порождает набор противоречий, которые, накапливаясь, выражаются в недовольстве этих самых новых социальных групп, что в конечном счёте приводит к разрушению сложившейся формации и формированию новой, которая в свою очередь точно также обречена на развитие, ведущее к новому перевороту, разрушению и следующему витку развития. Основные формации в хронологическом порядке – это: первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм. Движение по этой линии неизбежно по крайней мере вплоть до коммунизма.
При этом с точки зрения формационной теории не играют сколько-нибудь значительной роли индивидуальные особенности того или иного социума, такие как например природные условия, в которых социум развивается, исторические происшествия вроде войн, культурные особенности и т. д. Их влияние скрадывается общей логикой экономического и в итоге оказывается незначительным. По этой причине формационная теория противопоставляется цивилизационным теориям, например, исторической экономической школе, делающей акцент на конкретных условиях исторического развития той или иной страны и её экономики или геополитике, считающей важнейшим фактором географические и иные природные особенности, определяющими «национальный характер» или даже «историческую судьбу» того или иного общества.
Вкратце - отобрать и поделить все поровну.
рабство - феодализм - капитализм - социализм - коммунизм. Государство должно преодалеть все эти формации считал Маркс.
чяс