Ласточкин хвост и виолончель (серия катастрофы) , 1983 г.
В 1983 году испанский художник Сальвадор Дали под впечатлением от работ французского математика Рене Тома в области теории катастроф написал картину «Ласточкин хвост» , представляющую собой простую каллиграфическую композицию на светлом фоне, в центре которой изображено сечение поверхности S в пространстве (a,b,c) плоскостью a = const > 0 — кривая с точкой самопересечения и двумя полукубическими точками возврата. На этой картине, ставшей последним произведением художника, можно видеть также кубическую параболу, стилизованные знаки интеграла и фрагменты музыкальных инструментов.
Это последняя картина, написанная Дали. Он работал над ней в замке Пуболь и применил в художественной практике теоретические положения, высказанные математиком Рене Томом в книге "Теория катастроф". Дали использует форму виолончели, приписывая ей скорее символическую функцию чувства, а не музыкального звука. В последний период творчества Дали виолончель всегда несет в себе какое-то печальное послание или же, как в других картинах, на нее нападают прикроватные тумбочки. В ней есть что-то от ранимого человеческого эго, и на этой картине она включена в изображение хвоста ласточки - по глубине поэтического содержания это определяющий элемент всех описаний и графических работ, выполненных им в русле теории катастроф. Таким образом он соединяет две близкие точки - боль и красоту.
Еще по теме