Стихотворение "Нате! " одно из самых эпатажных в творчестве Маяковского.
Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание.
Нет, герой стихотворения - поэт - будет служить искусству, а не этой толпе, которая впустую прожигает жизнь.
Монолог творца очень эмоционален, каждое слово в нем бичует публику, состоящую из пошлых обывателей:
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.
Автор, в какой-то степени, провоцирует читателя на открытый конфликт.
Он не скрывает раздражения, вызванного самодовольным, сытым обществом, которое беспрестанно гонится за внешней красотой и празднеством существования, не задумываясь о высоких идеалах и ценностях. Его герой смело бросает вызов обществу, увидев со стороны всю его ограниченность и узколобость.
Но беда в том, что его поэзия не нужна обществу, как, впрочем, и культура вообще.
Поэт оскорбляет этих людей не просто так. Он хочет быть услышанным, пытается всколыхнуть обывательское "болото", пробудить души этих людей, заплывшие жиром. Прекрасная метафора- "раковина вещей". Она очень точно отражает полное погружение человека в быт, убивающий личность, превращающий людей в каких-то "моллюсков", лишенных внутренней формы и безропотно принимающих любое обличье, даже самое жуткое.
Окинув своим пророческим взглядом это гнусное общество, поэт понимает одно: впереди его ждет множество страданий:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без
калош,
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
Эта строфа так же, как и первая, основана на противопоставлении хрупкой, трепетной "бабочки поэтиного сердца", такой ранимой, нуждающейся в бережном отношении, мерзкой "стоглавой вши", олицетворяющей толпу обывателей.
Образ бабочки свидетельствует о чистой душе поэта. Конечно, злые завистники попытаются испачкать ее, даже уничтожить. Поэтому творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду.
Отсюда и показная грубость и циничность лирического героя:
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.