Элевсинские строительные надписи IV в. показывают большой спрос в Афинах на иноземцев-ремесленников. Тот же самый факт – зависимость строительных работ от участия в них иноземцев – обнаруживается и в эпидаврских надписях. Эпидавр настолько нуждался в рабочих извне, что держал специальных глашатаев и вестников, которых отправлял на поиски рабочих рук в соседние города – Гермиону, Трезену, Коринф, Немею, Афины и Тегею. В Дельфах та же картина: большие суммы уплачиваются Коринфу; там же выплачиваются деньги за разные работы, как то: ломка камней, доставка их по морю, уборка строительного мусора, наконец, путевые расходы и пр. жителям разных городов – Коринфа, Тегеи, Аргоса, Афин и др.
Это преобладание иногородних ремесленников и рабочих не случайно. В надписи, содержащей отчет о заработной плате, выплаченной при постройке Эрехтейона (410/409 г. ) на 71 ремесленника, положение которых известно, приходится 35 метеков (переселенцев) (49%), 20 граждан (28%) и 16 рабов (23%). Восемьдесят лет спустя в аналогичных элевсинских счетах роль метеков еще более значительна: на 94 ремесленника – 45 метеков (переселенцев) (метеков с иноземцами – 54); процент граждан колеблется между 28 и 21, рабов – между 23 и 21.
Такое привлечение иноземцев в промышленные и торговые центры в качестве ремесленников, торговцев, банкиров, художников и т. д. является одной из специфических черт греческого общества.
Политика торгово-промышленных городов-государств шла по линии наибольшего привлечения метеков (переселенцев) в центры, так как от их числа в значительной мере зависело и экономическое процветание города.