Пафос стихотворения "Властителям и судиям" в сожалении о том,
что власть имущие не обладают необходимыми достоинствами для
организации процветания своих подданных, а стремятся к личным
благам, подвержены тяжелым порокам и страстям.
Державин выступает против таких пороков как пресыщенность,
взяточничество, безразличие к судьбе народа,
Державинское стихотворение, нареченное в позднейшей редакции 'Властителям и судиям'. Восемьдесят первый псалом библейского царя Давида в переложении Державина прозвучал как грозное обвинение сильных мира сего, неправедных и злых, земных богов, и как заступничество за слабых и угнетенных, бедных и несчастных, сирот и вдов. Властители и судьи не внемлют правдивым словам и не желают знать истину: их 'очеса' покрыты 'мздою'. 'Злодействы землю потрясают, // Неправда зыблет небеса' - порок грандиозен и космичен, поистине вселенского размаха. Дерзко и вызывающе поэт укоряет царей.
У Державина могли быть серьезные неприятности из-за этого стихотворения. Начальству не нравится, когда с ним разговаривают в подобном тоне. Много лет спустя, когда уже отгремела Великая французская революция, эти стихи и подавно читались как политически взрывчатые, проникнутые гражданским и революционным пафосом. Автору приходилось оправдываться: это ведь переложение псалма, а псалмопевец царь Давид не был якобинцем, следовательно, Державин ни в чем не виноват.