Эми́ль Антуа́н Бурде́ль — французский скульптор.
Э. А. Бурдель. «Плод» , или «Гесперида» . Бронза. 1906-11. Музей Бурделя. Париж.
Эмиль Антуан Бурдель родился в 1861 г. в Монтобане в семье резчика по дереву. В 1876 г. городской муниципалитет послал талантливого юношу учиться в Школу изящных искусств в Тулузе, а затем в Париж. Однако академические правила тяготили Бурделя. Вскоре он покинул школу. , лишившись стипендии, и начал поиски новых учителей. Так произошла его встреча со скульптором Жюлем Далу (1838—1902). Возможно, именно Далу представил своего ученика знаменитому мастеру Огюсту Родену. Приблизительно с 1890 г. начались их многолетняя дружба и сотрудничество.
"Я леплю на простом языке"
Bourdelle, Emile Antoine
Вскоре после знакомства с Роденом Бурдель получил от муниципалитета родного города заказ на памятник павшим во франко-прусской войне 1870—71 гг. жителям департамента Тарн-и-Гаронна.
В 1902 г. «Памятник павшим» (1893—1902) был открыт на центральной площади Монтобана. В первом самостоятельном монументе сразу обозначилось стремление Бурделя к героизации и монументализации образов.
От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений в зрелом творчестве Бурдель переходит к более уравновешенным композициям
Скульптура «Геракл, стреляющий из лука» (1909) принесла Бурделю первое признание публики и была высоко оценена его наставником Роденом
В 1912 г. Бурдель закончил статую Пенелопы, терпеливой супруги Одиссея. Похожая на колонну древнего храма, эта статуя — словно символ устойчивости и равновесия. Она олицетворяет собой всепобеждающую женскую силу.
В 1908 г. Бурдель покинул Родена. Учитель, бюст которого Бурдель изваял в 1909 г. , похож на весёлого и хитрого бога Пана (самого Пана скульптор создал в следующем году, внеся в образ лесного бога оттенок гротеска) .
«Танец» навеян выступлениями известных танцовщиков Айседоры Дункан и Вацлава Нижинского, которые гастролировали тогда в Париже. «Музыка» создана скульптором под впечатлением от барельефов античного памятника — «Трона Людовизи» .
table
В 1912 г. Бурдель получил заказ от правительства Аргентины на возведение памятника генералу Альвеару, национальному герою, возглавившему борьбу страны за освобождение от испанского владычества. Бронзовый конный монумент был готов в 1917 г.
Бурдель работал и в других жанрах. Так, мастер создал целый ряд портретов — исторических лиц («Бетховен» , 1901; «Энгр» , 1907) и современников («Доктор Кебель» , 1914; «Анатоль Франс» , 1919).
Скульптор оставил значительное творческое наследие, это - окло 900 скульптур, приблизительно 6000 рисунков, рельефы, монументы, фрески. После его смерти разбирала архив и добилась открытия музея вдова художника Клеопатра Севастос, гречанка по происхождению.