Трансцендентальный - -относящийся к априорным (вне-опытным или до-опытным) условиям возможности познания. Различие между Т. и трансцендентным введено Кантом в "Критике чистого разума " (в докритический период Кант употреблял эти термины схоластической философии как синонимы ). Если трансцендентное противоположно имманентному, то Т. - эмпирическому. У Гуссерля целью феноменологической редукции является выход на уровень "трансцендентального сознания" - сознания, очищенного от всех чувственно-эмпирических элементов. " Трансцендентальный субъект " в феноменологии - в отличие от "эмпирического субъекта " - есть автономный источник своих собственных содержаний. По Хайдеггеру, трансцендентальный уровень рассмотрения - важнейший шаг на пути к онтологической постановке вопроса . "Т. познание " исследует " возможность понимания бытия", бытийственное устройство сущего, оно затрагивает тем самым "переход (трансценденцию) чистого разума к сущему", тогда как "онтологическое познание" исследует "саму возможность этой трансценденции".
А ТАК ЖЕ:
Трансцендентальный - (от лат. -переступать) – в ряде школ философии означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу конечного, эмпирического мира и именуются трансценденталиями ( единое, истинное, благое и т. п.) . В философии И. Канта термин употреблен в гносеологическом смысле и означает априорные, (доопытные) условия познания; трансцендентальное противоположно эмпирическому, в то время как трансцендентное – имманентному. У Гуссерля трансцендентальным называется сознание, очищенное от всех элементов опыта, а трансцендентальный субъект противопоставлен эмпирическому как автономный источник своих собственных содержаний.
Трансцендентальный - -термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира. ТРИАДА - метод философского конструирования, получивший широкое развитие в немецкой классической философии. Гегель превратил Т. в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент ), антитезис (переход в противоположность ), синтез противоположностей в новом единстве ( снятие, отрицание отрицания) .
Трансцендентальный - (от лат. transcendere - переступать) - в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью . Обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое . Сущее - вещь в себе ; при отрицании деления оно есть единое, отделенное от др. сущих, - нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле - добро, без учета воли - совершенно. Кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори . Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта , -в таком случае речь шла бы о трансцендентном, - а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. Коперниковский поворот ). Трансцендентальную философию Кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума . Неокантианец Баух дает более современную формулировку понятию трансцендентального: следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод . В настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта.
Трансцендентальный - (от лат. -переступать) – в ряде школ философии означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу конечного, эмпирического мира и именуются трансценденталиями ( единое, истинное, благое и т. п.) . В философии И. Канта термин употреблен в гносеологическом смысле и означает априорные, (доопытные) условия познания; трансцендентальное противоположно эмпирическому, в то время как трансцендентное – имманентному. У Гуссерля трансцендентальным называется сознание, очищенное от всех элементов опыта, а трансцендентальный субъект противопоставлен эмпирическому как автономный источник своих собственных содержаний.
Трансцендентальный - -термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира. ТРИАДА - метод философского конструирования, получивший широкое развитие в немецкой классической философии. Гегель превратил Т. в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент ), антитезис (переход в противоположность ), синтез противоположностей в новом единстве ( снятие, отрицание отрицания) .
Трансцендентальный - (от лат. transcendere - переступать) - в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью . Обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое . Сущее - вещь в себе ; при отрицании деления оно есть единое, отделенное от др. сущих, - нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле - добро, без учета воли - совершенно. Кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори . Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта , -в таком случае речь шла бы о трансцендентном, - а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. Коперниковский поворот ). Трансцендентальную философию Кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума . Неокантианец Баух дает более современную формулировку понятию трансцендентального: следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод . В настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта.