Гоголь использует следующие художественные средства в описании своих героев: "говорящие фамилии", фольклор, символику, устойчивые эпитеты, зоологические сравнения, художественные детали (вид имения, дома, интерьер, внешность хозяина, обед, разговор о мертвых душах) .
Описания всех помещиков происходят по одному и тому же сценарию.
Внутренний мир личности передаётся при помощи лирических отступлений. В каждой главе лирические отступления:
в первой главе- рассуждение о толстых и тонких;
во второй-рассуждение о двух типах характеров;
в третьей главе-рассуждение об "оттенках и тонкостях обращения";
в четвёртой главе- мысль о живучести Ноздревых;
в пятой главе-размышления Чичикова "о славной бабешке"; думы автора о метком русском слове и "бойком русском уме";
в шестой главе - воспоминания автора о юности; размышление о человеке.
в седьмой главе-о двух писателях, о крестьянах, купленных Чичиковым;
в восьмой главе - о силе власти исправника;
в девятой главе-о бунте крестьян селения Вшивая-Спесь;
в десятой главе-"Повесть о капитане Копейкине";
в одиннадцатой главе-отступления о Руси, о дороге, рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне; рассуждение о добродетельном герое и герое-подлеце; размышление о птице- тройке.
Введение в произведение образа автора даёт возможность связать воедино свой собственный жизненный путь с путём России. Это и является важнейшей задачей поэмы: показать путь России в прошлом, настоящем и будущем.