Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи. В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях:
«В прозрачном холоде заголубели долы» , «Голубизна презримой гущи» . Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз...» . Поэт даже саму Россию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то» . + "Вечером синим, /Вечером лунным, /был я когда-то красивым и юным", "Голубая кофта. /Синие глаза. /Никакой я правды милой не сказал", "Заметался пожар голубой, /Позабылись родимые дали... ", "Низкий дом с голубыми ставнями, /Не забыть мне тебя никогда... ", "Синий май. Заревая теплынь, /Не прозвякнет кольцо у калитки", "Синий туман. Снеговое раздолье. /Тонкий лимонный лунный свет", "Май мой синий! Июнь голубой! ", "Тихий ветер. Вечер сине-хмурый/Я смотрю широкими глазами", "Я покинул родимый дом, /Голубую оставил Русь", "Ты - мое васильковое слово, /Я навеки люблю тебя", "Я помню ты мне говорила: /"Пройдут голубые года"..."
Любимые цвета поэта – синий и голубой» Они усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия, выражают чувство нежности, любви. Впечатление голубизны Есенин создаёт настойчиво и последовательно. «Голубыми» у него становятся и времена суток, и месяцы года, и конкретные предметы, и абстрактные (см. примеры) .
Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое. Синее – это цвет неба, чистоты. Поэт даже саму Россию ассоциировал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то» . Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. «Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью»
Поэт СВОЮ особую реальность «раскрашивает» в синий, чтобы сбалансировать негатив объективной реальности, то есть добавляет в неё больше божественности, романтичности.
Следующий цвет, которым поэт умело окрашивал свое поэтическое творчество, — это желто-золотой: «Луна под крышей, как злат бугор» , «Мне снились реки златых долин» , «Хвойная позолота» , "Отговорила роща золотая". Для поэта это не цвет осени и увяданья — кстати, желтой палитрой поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи» . Однако в некоторых стихах желтый цвет становится цветом горечи и беспросветности: «Весной и солнце на лугу/ Обвита желтая дорога, / И та, чьё имя берегу, / Меня прогонит от порога.…» , "Не жалею, не зову, не плачу, /Все пройдет, как с белых яблонь дым. /Увяданья золотом охваченный, /Я не буду больше молодым". Мрачными грязно-желтыми красками насыщена и поэма «Пугачев» : «Желтые кошки казацких голов» , «Зари желтый горб». Пристрастие к жёлто-золотому психологи трактуют цвет как желание свободы, независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.
Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…» , «Тлеется дым у малиновых сел» . Хотя этот насыщенный сочный цвет не очень присущ поэзии Есенина, и поэт чаще пользуется другими красками: «Выткали на озере алый свет зари» , Красной водой поливает восход» , ««На закат ты розовый похожа…» . Все эти оттенки - цвета богатства, царственности, красоты.