Пейзажная лирика Есенина является лучшей частью его
творчества. Увлечение и тихую радость, любование и
обожествление - все оттенки благоговения перед дивом
родной природы мы найдем
у поэта ("Выткался на озере алый свет зари", "Весенний вечер",
"Береза", "Восход солнца", "Звезды", "Ночь," Пороша" и др.).
Но не следует считать пейзаж Есенина обычной зарисовкой
природы, иногда очень похожим на русский "лубок" искусство,
и, в частности, народная живопись с его праздничностью,
те описания лебединой породы, с яркими красками
произвели впечатление на Есенина.
реки всегда заселенным звездами рыбами, кораблями, чудовищами).
И только па первый взгляд кажется, что поэт захвачен лишь любимой
им из детства родной "натуры": леса, хаток, дорог и озер и березовых
рощ. На самом деле все значительно сложнее.
Из того же народного искусства Есенина приходит осознание
неразрывной связи между человеком и природой, и
важнейшим принципом его художественного мышления
становится стремление к всеобщей гармонии, ко всему
существующему.
Люди, животные, растения, стихии и предметы- дети
единой матери-природы.
В его поэзии мы видим, как очеловеченную природу
(у его босоногой березки, подруги златоглавого клена есть
соперница -
черемуха, холодная, в своих белоснежно-пенных кружевах)
так и человека от вечного фольклорного дерева, имя которому
жизнь, берет свое начало есенинские образы, где человек
подобен дереву, её душа: - бесконечному полю, руки
уподоблены ветвям, глаза - листве и т. п.).
Сам поэт ощутил себя природой, стихией, старшим братом
умных животных, "дитятею дерева".