Сцена оставления Смоленска отражает реакцию народа на происходившие события: «В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войне… », «всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска» . И здесь же автор передает ощущение бесчеловечности войны, которая несет разорение и смерть. И в этих условиях проявляется скрытая теплота и патриотизм русских людей.
Толстой подводит итог поведения мирных жителей в 5 главе 3 части. «Каждый русский житель, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас, и лежало в наших отцах, … делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию» . Таково толстовское понимание патриотизма с его естественной, от души идущей силой, с его «скрытой теплотой» .
http://works.tarefer.ru/44/100285/index....
Народное сознание как
сила войны вступает в действие при приближении врага к Смоленску. В романе
появляются массовые сцены, в которых чувствуется настроение самых различных
слоев нации: купечества, мещанства, крестьян. Эти сцены встречаются в романе
вплоть до оставления Москвы, после чего они переходят в сцены партизанского
движения.
Пожар и сдача Смоленска сливаются в романе с картиной разорения, гибели
урожая, отступления войск и приближения грозы народного гнева. «Жара и засуха
стояли более трех недель. Оставшиеся на корню хлеба опадали и высыпались.
Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма на сожженных
солнцем лугах. Шли отступающие войска, утопая в пыли. Ветра не было, и люди
задыхались в этой неподвижной атмосфере» . Т. зримо воссоздает тяжелую
предгрозовую картину. Вместе с тем писатель показывает, как в этой обстановке
рождается то новое, что должно было погубить французов: озлобление против
врага и решимость до конца бороться с ним. В этом Т. видит источник
приближающегося перелома в ходе войны.