Соотношение сторон экрана доисторических телевизоров (примерно 40-50-е годы) копировалось с кинематографического и составляло 4:3. Потому просмотр киношечки дома стал ничем по сути не отличаться от такового же, но в кинотеатре (особенно, если сидеть далеко от экрана) , что крайне расстроило пердюсеров — упали сборы. Киностудии сделали финт ушами и стали снимать широкоформатные фильмы с соотношением сторон 1,66:1, 1,85:1, 2,39:1, 2,66:1 и даже 4:1 («Наполеон» Абеля Ганса, 1927).
Официальные отмазы заключались в том, что человек по своим природным и эволюционным свойствам при обзоре лучше видит по горизонтали чем по вертикали. Попросту говоря, глаза находятся слева и справа, а не сверху и снизу. Человек передвигался по плоскости земли, смотреть соответственно вверх и вниз надо меньше чем по сторонам.
А началось всё с того, что при воспроизведении первых кинолент (таких как «Прибытие поезда» ) из-за несовершенства кинопроекторов идеально квадратный кадр сползал вверх или вниз, при этом выставляясь с противоположной стороны экрана. Частично эту проблему удалось решить введением небольших расстояний между кадрами на киноплёнке (вот тут-то и родились ЧП) — так возник привычный олдфагам стандарт 4:3. Затем хитрые бродусеры, решив сэкономить сотни метров недешевой тогда и сейчас киноплёнки, стали ещё больше урезать кадры, как по вертикали так и по частоте их смены.
Но производители телеков и не думали переходить на широкоэкранные форматы. Соотношение сторон телевизоров тех лет было обусловлено сугубо техническими ограничениями — сделать широкоформатный ЭЛТ без линейных искажений в те годы было достаточно проблемно, а когда стало можно, ВНЕЗАПНО все уже дрочили на плазму.
Нетрудно понять, что при просмотре широкоформатного кино на телевизоре 4:3 (1,33:1) сверху и снизу собственно картинки возникали непонятные народу черные полосы.