«Слово о полку Игореве» : сюжет и проблематика поэмы
ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА
«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы. Это произведение обладает такими высокими художественными достоинствами, что можно уверенно предположить наличие в эпоху создания «Слова» развитой письменной и книжной культуры. Трудно вообразить себе тот огромный временной промежуток, который отделяет нас от событий, описанных в «Слове о полку Игореве» . Читая этот литературный памятник «старины глубокой» , мы попадаем в последнюю четверть двенадцатого века. Это эпоха феодальной раздробленности, характеризующаяся тем, что Русь представляла собой не единое государственное образование, а «содружество» многочисленных отдельных княжеств, причем княжества эти постоянно враждовали друг с другом. Вот как образно оценивает такую историческую ситуацию безымянный автор «Слова» : «…сказал брат брату: «Это мое и то мое же» . И стали князья крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую» . Словом «поганые» автор называет лютых врагов Руси — половцев. Их кочевые племена, пользуясь междоусобными распрями русских князей, нападали на цветущие города и сёла, неся смерть и опустошение. Наши предки предпринимали ответные походы. Некоторые из них были успешными, другие — неудачными, но угроза оставалась постоянной. И именно потому, что правители Руси никак не могли объединиться в борьбе против общего внешнего врага. Об одном из таких походов, закончившемся разгромом русских войск, и рассказывается в «Слове о полку Игореве» . Сюжет «Слова» можно пересказать очень коротко. Весной 1185 года Новгород-Северский князь Игорь Святославич выступает с немногочисленными союзниками в поход против половцев. С началом похода совпадает дурное предзнаменование — солнечное затмение, произошедшее 1 мая. По древним поверьям легко объяснимое для нас природное явление сулило беду войску Игоря. Тем не менее князь не отказывается от своего замысла. Как пишет автор «Слова» , «ум князя уступил желанию» . Он объявляет воинам: «Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон» . В первой битве россияне остались победителями, взяли стан неприятелей, их семейства. Но затем разбитые половцы соединились с новыми толпами, и их число постоянно умножалось. Русские были окружены. Они бились храбро, отчаянно. Сам Игорь ездил на коне, ободряя своих воинов. Редкое мужество показал и его брат Всеволод («буй тур Всеволод») . Но все-таки русское войско было разбито, а сам Игорь стал пленником половецкого хана Кончака. Через некоторое время князю удалось бежать и возвратиться на Родину. Итак, мы видим, что «Слово о полку Игореве» небогато внешними событиями. При этом содержание произведения очень значительно и выходит за рамки сюжета. Основная идея «Слова» — это призыв к единению Руси во имя отражения внешнего врага. В отличие от современников князя Игоря и автора «Слова» , мы знаем, что призыв тот, к сожалению, так и не был услышан. Именно из-за непростительной глухоты власть имущих Русь через несколько десятилетий подверглась нападению татаро-монгольских орд и потеряла свою независимость. Но хотя «Слово о полку Игореве» рассказывает о поражении русских, в нем нет и тени уныния. Оно проникнуто духом оптимизма. И этот оптимизм оправдан, как показывает вся последующая история нашего государства. Были в ней жесточайшие поражения, но сила и стойкость русского духа возрождали страну и вели ее к славным победам — таким, как Куликовская битва, отражение наполеоновского нашествия, разгром гитлеровской Германии в Великой Отечественной войне. Автор «Слова о полку Игореве» , конечно, не мог всего этого знать. Но он показал в своем произведении те черты русского национального характера, которые давали ему повод для оптимизма. Это стремление защитить Родину даже ценой собственной жизни, это чувство долга и чести, не позволяющее отступать перед превосходящими силами врага.