Какова основная проблематика сцены дуэли Базарова и Павла Петровича в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"?
Какова основная проблематика сцены дуэли Базарова и Павла Петровича в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"?
Какова основная проблематика сцены дуэли Базарова и Павла Петровича в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"?
Эпизод дуэли от начала до конца пронизан иронией автора. Комичны уже переговоры врагов о правилах дуэли: они будто обсуждаютпредстоящий обед или бал. Несмотря на неожиданность вызова, Базаров невозмутимо спокоен и вежлив; Павел Петрович хотя и взволнован, но старается быть любезным. Базаров принимает вызов, он считает, что «с теоретической точки зрения дуэль- нелепость, ну, а с практической точки зрения-это дело другое» . И он принимает вызов, хотя следуя аристократическому обычаю, он нарушает принципы нигилизма. Базаров не мог отказать, ведь у Кирсанова в руках была тяжёлая трость, и даже при мысли о возможном оскорблении «вся его гордость поднялась на дыбы» : "Отказать было невозможно, ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда… Тогда пришлось бы задушить его, как котёнка" . Несерьёзность, нелепость, придающие дуэли облик игры, заключаются в отступлении от правил: у героев нет секундантов. По пути к месту поединка Базаров со «свидетелем» Петром встречают мужика, гнавшего «двух степенных лошадей перед собою» . "Вот этот тоже рано встал, да, по крайней мере, за делом, а мы? " -размышляет Базаров. Павел Петрович попытался предусмотреть все формальности дуэли, Базаров же относится к поединку иронично: "Я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее" . Кульминация дуэли-ранение Кирсанова. Он слаб, теряет сознание, хотя рана несерьёзная. Базаров же поступает благородно: "Теперь я уже не дуэлист, а доктор" . Как видим, дуэль не смогла разрешить конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров уезжает из имения Кирсановых. Перед отъездом "Павел Петрович пожал ему руку" , но Базаров остался "холоден, как лёд" , т. к понимает, что Кирсанову хочется "повеликодушничать".