В основу своей теории государства и права Гоббс кладет оп-
ределенное представление о природе индивида. Он считает,
что изначально все люди созданы равными в отношении физи-
ческих и умственных способностей и каждый из них имеет
одинаковое с другими «право на все» . Однако человек еще и
существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью,
страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, со-
перники, враги. «Человек человеку — волк» . Отсюда фатальная
неизбежность в обществе «войны всех против всех» . Иметь
«право на все» в условиях такой войны — значит фактически
не иметь никакого права ни на что. Это бедственное положе-
ние Гоббс называет «естественным состоянием рода человече-
ского» .
По Локку, до возникновения государства люди пребывают в
естественном состоянии. В предгосударственном общежитии
нет «войны всех против всех» . Индивиды, не испрашивая ничь-
его разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоря-
жаются своей личностью и своей собственностью. Господствует
равенство, «при котором всякая власть и всякое право являют-
ся взаимными, никто не имеет больше другого» . Чтобы нормы
(законы) общения, действующие в естественном состоянии, со-
блюдались, природа наделила каждого возможностью судить
преступивших закон и подвергать их соответствующим наказа-
ниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы,
которые могли бы беспристрастно решать споры между людь-
ми, осуществлять надлежащее наказание виновных в наруше-
нии естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку
неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь.
В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и
свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются
образовать политическое сообщество, учредить государство.
Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирное
образование государства имело в своей основе согласие на-
рода».