Печорина называют странным человеком все персонажи романа.
Лермонтов уделил много внимания человеческим странностям.
В Григории Александровиче он суммирует все свои наблюдения.
Странность Печорина как бы ускользает от определения, потому мнения
о нем полярны. Он завистлив, зол, жесток. Вместе с тем великодушен,
иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, благородно
защищает княжну от посягательств толпы.
Он безупречно честен наедине с собой, умен.
В результате читатели как бы привыкают многое извинятьему, а кое-что
и вовсе не замечать.
Белинский защищает Печорина и фактически оправдывает его, поскольку
"в самых пороках его проблескивает что-то великое". Но все доводы критика
скользят по поверхности печоринского характера.
Иллюстрируя слова Максим Максимыча: "Славный малый, смею вас уверить,
только немного странен… ", Лермонтов смотрит на своего героя как на
явление исключительное, поэтому первоначальное название романа-
"Один из героев нашего века"-было отброшено.
Иными словами, Печорина ни с кем нельзя смешивать, тем более с самим
поэтом. Печорин выразил "действительную скорбь и разорванность
тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека".
Герой проходит через всю книгу и остается неузнанным.
Человек без сердца - но слезы его горячи, красоты природы опьяняют его.
Он совершает дурные поступки, но только потому, что от него ждут их.
Он убивает оболганного им человека, а перед тем первый предлагает ему
мировую. Дурные поступки способен совершать всякий.
Сознавать себя палачом и предателем- дано не каждому.
Печорин ужасается своей "жалкой" роли быть непременным участником
последнего акта комедии либо трагедии, но в этих словах нет и тени
раскаяния.
Расшифровку идеи героя нашего времени надо искать в индивидуальном
демонизме: "Собранье зол его стихия". Во главу угла печоринского
мировоззрения Лермонтов поставил жажду власти, разрушающую личность. Разумеется, это только намечено Лермонтовым, и оттого его герой не имеет
резких очертаний. В нем нет ничего хищного, напротив, много женственного.
Тем не менее у Лермонтова были все основания назвать Печорина героем
будущего. Не то страшно, что Печорин иногда "понимает вампира".
Для него уже отыскано поле деятельности: обывательская среда,
собственно, и есть это поле-среда драгунских капитанов, княжон,
романтических фразеров-самая благоприятная почва для взрашивания
всевозможных "садовников-палачей".
Это будет именно то, что Лермонтов назвал полным развитием пороков.
Жаждать власти, находить в ней высшее наслаждение-это совсем не то,
что невольно разрушить быт "честных" контрабандистов.
Вот какую эволюцию проделал образ Печорина от "Бэлы" и
"Тамани" до "Княжны Мери".