По жанру «Весенний дождь» является пейзажной
зарисовкой, на фоне которой присутствует авторское размышление о красоте
изображаемой природы.
Стихотворение относится к так называемой чистой лирике: пейзаж в
«Весеннем дожде» самоценен, а ведущим приемом повествования является
словесное рисование. Название стихотворения отражает его тему.
Поэтическая тема развивается постепенно, от строфы к строфе, создавая
живую картину яркого весеннего дня с внезапным изменением погоды – от
солнечного света к быстрому дождю.
Художественно-поэтическая зарисовка ярко демонстрирует редкий дар
Фета – умение видеть красоту в привычных вещах. Поэт поразительно точно
сумел передать едва уловимое, мимолетное событие жизни, создав яркую
выразительную картину ливня. При этом Фет удивительным образом сумел
обойтись в стихотворении без употребления слова «дождь» - ключевыми
словами, передающими картину ливня, выступают контекстные синонимы – «завеса» , «что-то барабанит» , «две капли» .
В меняющейся картине весеннего дня Фет стремится уловить каждое
мгновение, каждую радостную подробность, передать наполненность и
неповторимость мига жизни – будь это купающийся в пыли воробей, или
движущаяся «от неба до земли» завеса. Стихотворение пронизано
красками, звуками и запахами; в небольшом произведении очень емко и
объемно воспета динамика природы.
Композиционно стихотворение состоит из 3 строф - четверостиший. В первой строфе автор акцентирует внимание на ведущем мотиве света, во второй строфе привлекает внимание образ опушки леса,
стоящей «в золотой пыли» . Дождь в стихотворении – желанный, яркий. Фет
передает радость и оживление природы от дождя, привлекая внимание в
последней строфе к запаху ароматного меда: «От лип душистых медом
тянет» .
Весна – пора обновления природы и символ обновления человеческой
души. Она обостряет все ощущения, заставляя сердце биться быстрее в
предвкушении любви. Фет сумел передать в «Весеннем дожде» тончайшие
оттенки чувств - ощущение неясного ожидания, предчувствия любви.