Пушкин не благоволит демону, который посещает его,
ведь тот пытается разрушить тот гармоничный мир,
в котором пребывает поэт:
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Лермонтов называет демона "мой".
Он живёт в лирическом герое, неотделим от него,
заставляет подвергать всё сомнению,
презирает любовь, но странным образом
сопутствует лермонтовской музе:
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.
В стихотворении Пушкина равнозначны и активны оба: лирический герой и Демон. Их встречи «печальны» , потому что в светлый мир поэта вливается дух сомнения, он дразнит, смущает: «его язвит речи / вливали в душу хладный яд» .
В стихотворении Лермонтова образ лирического героя приглушен. Он лишь констатирует присутствие великого Демона. Художественный мир стихотворения Лермонтова – это мир зла и разрушения.
Из сравнения образов можно сделать вывод, что лирический герой Пушкина – активная сильная личность, его Демон – это символ сомнения, который дает человеку силы для движения вперед. Лирический герой Лермонтова всецело во власти злого Демона – символа зла и разрушения
Взято с http://www.kritika24.ru/page.php?id=2965