Затем идет третий дар, который ведет человека еще выше, ибо Дух всегда ведет человека от одного дара к другому, более
высокому. Он называется «Знание» . Им человек научается замечать
внутренние предостереженья и знаменья Духа Божьего, на которые указал Христос:
когда услышим мы в себе Слово Его, оно сообщит нам все вещи, в которых
нуждаемся (ср. Ин. 16, 13).
Это либо предупреждение
остерегаться чего-то или кого-то, осознавая губительность последствий, если
поступим неправильно, либо напоминание поступать так-то и так-то, одно
оставляя, другое претерпевая или делая. Они вознесут наш дух надо всеми вещами,
дабы осознал он свое божественное благородство, и наставят его, покуда он в
теле, терпеливо упражняться во всяких добродетелях. Тот, кто последует этим
внутренним указаниям, будет ими приведен к четвертому дару, который
называется «Божественная сила» . И как же благороден этот дар! Им Дух Божий
проведет человека сквозь все мелкие человеческие слабости и страхи.
Этой божественной силы
преисполнялись мученики, так что радостно претерпевали смерть во Имя Божие. Она
делает людей столь великодушными и отважными, что они готовы на любое благое
дело, ибо вместе с Павлом говорят: «Все превозмогу с Тем, Кто укрепляет меня! »
(ср. Флп. 4, 13). В этой уверенности человек не боится ничего, что приходит
извне, ни страданий, ни смерти. Он делается столь силен, что скорее умрет, чем
совершит то, что отдалит его от Бога.
Когда человек наделяется
такими дарами, они всегда приносят с собой свет и озарение, любовь, благодать и
утешение. Если это достается неумному, то, предаваясь радости, он
довольствуется этим и отдаляется от своей внутренней глубины. Мудрый же,
напротив, перешагнет через эти дары и в высшей чистоте и просветленности
всецело возвратится в свою первопричину. Он не смотрит ни на те дары, ни на
эти, глядя лишь на Бога.