В истории искусства формализм — концепция, согласно которой художественная ценность произведения искусства всецело зависит от его формы, то есть от способа изготовления, наблюдаемых аспектов и среды, в которой оно помещено. Визобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание. Одним из принципов формализма является сосредоточение всего необходимого для произведения в нем самом и абстрагирование от какого бы то ни было контекста, в том числе от причин создания данного произведения, исторического контекста, обстоятельств жизни создателя и т. д. Формализм доминировал в современном искусстве с конца XIX до середины XX века.
Формализм раскрылся в искусстве XX в. , в таких его течениях, каккубизм, кубофутуризм, дадаизм, леттризм, абстрактное искусство, «поп-арт» и «оп-арт» , «антитеатр» и «театр абсурда»
Художники: К. Малевич, П. Пикассо, Б. Ньюмен, Д. Бомберг, Х. Хофман, Р. Мазервел
Авиньонские девицы (П. Пикассо)
Завет (Б. Ньюмен)
Грязевая ванна (Д. Бомберг)