Образ сна в стихотворении является многозначным-
лирический герой во сне видит себя убитым в
дагестанской долине,
**смерть метафорически называется сном**.
Третье значение возникает в связи с
**антитезой между страданиями и холодностью, безответностью**,
с которыми их встречает общество.
Смысловое противопоставление усилено благодаря
использованию фонических средств.
В первой и второй строфах настойчиво звучит **повтор**,
имитирующий тревожный звон колокола
(ономатопея с использованием звуков д, н, л):
В полдневный жар в долине Дагестана...
…Лежал один я на песке долины...
В третьей строфе колокол смолкает
(о его звоне напоминает только ощущение
"родимой стороны"эпитет),
она, словно далекая мать (олицетворение),
чувствует бедствия сына).
А вот в четвертой снова появляется, так как мысль
лирического героя обращается к той единственной
из юных жен, кто помнит о нем, у кого сопереживание
вызывает "грустный сон "(эпитет):
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена...
Сон выступает как омоним, разные значения коего
выражают в сконцентрированном виде особенности
мироощущения.
Открытые для духовной связи могут совершить чудо,
как это происходит в стихотворении, где в"мертвом сне "(метафора)
(строфа 2) "снится" (строфа 3) "сон души ее "(метафора),
грустный в отличие от веселой бездумности всех
(строфа 4), совпадающий с видением лирического героя
(строфа 1).
Все четыре значения названия совмещаются, и внутри
их слитности видна**антитеза**, выражающая
противостояние внутреннего и внешнего,
личности и общества, идеала и действительности.
Как **антитеза гибели выступает и любовь**,
становится высшим выражением идеи жизни,
желанной, но недоступной.
Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала,
взаимно отражающие судьбы и предсказания
каждого из них.
Это мистическое общение двух душ
("И в грустный сон душа её младая Бог знает чем
была погружена...") пронзительно трагично:
они никогда не встретятся и обречены на одиночество
хотя бы потому, что он -"труп",
лежащий в чужом краю, вдали от "родимой стороны",
она же-живая и чужая среди веселых подруг на родине.
Между ними лежат не только пространственные,
временные,
но и непреодолимые сверхчеловеческие преграды-
состояния жизни и смерти, которые допускают
общение близких и навеки разлученных душ.
Соединение любящих возможно только в мечтах,
и такое существование напоминает "грустный сон "(эпитет),
в который погружены на земле жаждущие идеального
бытия души.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана")
Стихотворение написано в 1841 году. Особого внимания заслуживает его композиция. В сон поэта (стихотворение называется «Сон» ) вложен сон лирического героя, мертвеца («спал я мертвым сном») , а в его сон, в свою очередь, вложен сон женщины:
В грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена.. .
Кроме того, завершается стихотворение той же картиной, которая его открывала (кольцевая композиция) :
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.