Александр Невский, Св. (после 1219/1220-1263), князь Новгородский (1236-1251), великий князь Владимирский (1252-1263), проявивший выдающиеся способности полководца и дипломата. В традицию Русской православной церкви образ «благоверного князя Александра Невского» вошел как новый тип святого воина, прославившегося не мученическими подвигами и не только личным благочестием, а в первую очередь своими государственными деяниями.
Александр — сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, внук великого князя Всеволода III Большое Гнездо. В 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславовне. Учитывая угрозу наступления шведских рыцарей, построил укрепления на р. Шелони. 15 июля 1240 сразился со шведами, когда те, помышляя о господстве над Новгородом, дошли на кораблях до устья р. Ижоры, впадающей в Неву. В этой битве, получившей имя «Невской» и давшей Александру его прозвище, иноземцы во главе с зятем шведского короля Биргером потерпели сокрушительное поражение, причем сам Александр «возложи» Биргеру «печать на лице острым своим копием» , как бы пометив его рабским клеймом. Согласно житию князя, ижорский старейшина Пелгуй (или Пелугий) увидел на рассвете перед битвой ладью со святыми Борисом и Глебом, приплывшими помочь «сроднику своему князю Александру» . На том же берегу, где полки Александра не смогли пройти, нашли «многое множество избиенных от ангела Господня» . Так победа новгородцев обрела черты священного эпоса.
Еще более эпична последующая судьба князя, когда он, рассерженный амбициями местной знати, переселился из Новгорода в Переяславль (ныне Переславль-Залесский) . Новая опасность — в лице немецких рыцарей, захвативших Изборск, Псков, Копорье, заставила Александра вернуться в Новгород весной 1241. Взяв штурмом Псков и Копорье, а также отбив Изборск, новгородцы дали рыцарям (преимущественно Тевтонского ордена) решающий бой 5 апреля 1242 на льду Чудского озера («Ледовое побоище») . Житие поминает «полк Божий на воздусе» , что пришел на помощь Александру; однако и в чисто земном отношении успех князя и его воинов был замечателен: сравнительно легко снаряженная новгородская пехота одолела закованных в броню конных рыцарей, ловко зайдя с флангов. В последующие годы Александр не раз отражал набеги литовцев и шведов, закрепляя русские притязания на финские земли. Доблестный и харизматичный военачальник (высокий «паче иных человек» , с голосом, «аки труба в народе») , он пребывал бескомпромиссным противником католического Запада в переговорах (решительно отклонив в 1249 предложение папы Иннокентия IV перейти в «латинскую веру» и заключить союз для совместной борьбы с монголо-татарами) .
Напротив, в отношениях с Золотой Ордой Александр выступал не как воитель, но как дипломат, сберегающий силы и старающийся замирить противника, еще более опасного в сравнении с тевтонцами и шведами. Получив в 1252 ханский ярлык на великое княжение Владимирское, он решительно подавлял мятежи против «численников» (т. е. против ордынской переписи) и сборщиков дани, тем самым предотвращая новые разрушительные походы на Русь с Востока и попутно добиваясь важных политических льгот — в первую очередь, освобождения русских земель от повинности выставлять для татар военные отряды.
Возвращаясь из очередной, четвертой поездки в Орду, Александр занемог и скончался 14 ноября в Городце Волжском, перед кончиной приняв схиму (монашеский постриг) под именем Алексий. 23 ноября погребен в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире. В 1380 нетленные мощи князя были открыты для местного поклонения, а Московский собор 1547 положил «праздновать святому князю Александру» по всей Руси. Церковь отмечает память его 30 августа (12 сентября; день перенесения мощей) и 23 ноября (6 декабря) .
Понял тебя. А где вопрос?
Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!