АД
Анна Давыдова

Нужен анализ стихотворения Мережковского "БОГ". Помогите пожалуйста осмыслить это стихотворение



О Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю.. .
Пускай мученья мне грозят, -
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят.. .
Везде я чувствую, везде,
Тебя Господь, - в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал - и не знал;
Еще не верил, но любя,
Пока рассудком отрицал, -
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне: Ты - мир.
Ты - все. Ты - небо и вода,
Ты - голос бури, Ты - эфир,
Ты - мысль поэта, Ты - звезда.. .
Пока живу - Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру - с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей.
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала.
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть - благодарю!..

АА
Алексей Ахапкин

BE. 1890. № 1, под загл. «Молитва» и с вар. в ст. 19 («Ты — в поле травка» вм. «Ты — голос бури») -- СС-1904 -- СС-1910 -- ПСС-I, т. 15 -- ПСС-II, т. 23. Во всех четырех авторских собраниях не закурсивлено, тогда как в «Символах» набрано курсивом как эпиграф к книге, определяющий ее основную тему. Перепеч.: «Душеполезный собеседник» (1909. № 6), без загл., без ст. 5—8, 13—20 (в которых звучит тема мук и сомнения), с делением на четверостишия и с вар.: в ст. 2 («Что даровал моим очам»), в ст. 3 («Увидеть» вм. «Ты видеть») и в ст. 4 («И землю, небо и зарю»), «Нева» (1903. № 15 и 1909. № 9); текст в № 9 с вар. в ст. 19 (как BE), под загл. «Молитва», с делением на четверостишия, Волны вечности. Автограф (РГАЛИ), без загл. «Прекрасным» назвал «Бога» анонимный критик РБ (1890. № 1. С. 191). Как программное и задающее тон всему сборнику оценил его Н. Чубаров. «Несомненное пантеистическое мировоззрение, проходящее через "песни и поэмы", составляет часть внутренней жизни самого поэта: достаточно вдуматься в заглавное стихотворение сборника...» (далее цитируется «Бог»: РО. 1892. № 7. С. 349). Близкая трактовка дана в рецензии П. П. Перцова: «Пантеистический характер этого обращения (к Богу. — К. К.) является как бы указанием на миросозерцание автора и на общий колорит его произведений» (РБ. 1892. № 11, отд. 2. С. 67). «Пантеистом позднейших веяний» называет Мережковского и А. П. Налимов, цитируя ст. 19—24 основного текста (ПиЖ. 1904. № 6. Стб. 413). Иную позицию занял А. Волынский: соглашаясь, что в ст-нии «Бог» «смысл всех символов Мережковского», он отвергает пантеистическую трактовку мировоззрения поэта: «Для все уравновешивающего пантеизма, — писал он, — нужны необычные творческие силы, нужен талант Гете и Шелли, а не тот декадентский талант мелкого пошиба <...> которым наделены писатели наших дней» (СВ. 1892. № 4, отд. 2. С. 66—67).

Источники: Мережковский Д. С. Стихотворения и поэмы / Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания К. А. Кумпан. (Новая Библиотека поэта) — СПб.: Академический проект, 2000 — 928 с.

Похожие вопросы
Помогите пожалуйста с анализом стихотворения.
Нужен анализ стихотворения.
нужен анализ стихотворения пушкин осеннее утро!! Помогите пожалуйста
Нужен анализ стихотворения
Пожалуйста, нужен анализ стихотворения Блока "Рассвет"
помогите пожалуйста!!! нужен анализ любого стихотворения Мандельштама
помогите пожалуйста мне нужен анализ стихотворения А. Ахматовой двустишие
Нужен анализ стихотворения Некрасова-мать! "?? помогите с анализом
Помогите кто нибудь с анализом стихотворения пожалуйста!!!
анализ стихотворения Мережковского Дети ночи