«Радищев - рабства враг» - так сжато и точно определил позднее основной пафос радищевского творчества Пушкин. Вопрос всех вопросов тогдашней русской жизни - крепостное рабство - стоит в центре «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность» . Радищев готов опрокинуть до основания воспетое поэтами-одописцами устройство великой империи, истребить дотла порядок, если он основан на рабстве, «скорби, отчаянии» . В этом радищевский Путешественник предвосхищает бунтарей XIX в. - например, Ивана Карамазова, готового отказаться от рая, если в основании его будет хотя бы одна слезинка замученного ребенка.
Радищев оправдывает выступления крепостных против помещиков, более того, он призывает их к решительной борьбе с крепостничеством и самодержавием. Несмотря на то, что произведение напечатано около двухсот лет назад, многие обвинения Радищева актуальны и в наше время.
http://radischev.lit-info.ru/review/radischev/005/473.htm
Пушкин и Радищев часто ссорились и называли друг друга обидными словами (иногда даже ударяясь в рифму) . Радищев называл Пушкина "Сукин сын -не поэт, не гражданин", "Кудрявое 4мо", "Дантесова мишень", "гастербайтер" и даже "Арап - всем рабам раб". За это Пушкин обзывал Радищева рабовладельцем, но перед смертью он простил Радищева (золотой все-таки был человек) . Последней его фразой было: «Радищев - рабства враг»....