Бедная Лиза является одним из первых произведений сентиментализма. Принаки: крестьянский быт в повести далек от подлинного народного быта, главная героиня (Лиза) - носительница природной чувствительности, а отрицательный (Эраст) - ее утратил. Малый объем "Бедной Лизы" делает сюжет компакнее, в повести природа - главный источник силы, справедливости. В мир "естественных" и разумных отношений вторгаются враждебные силы. В центре внимания жизнь и судьба Лизы.
С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства
были главной ценностью.
Повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" полностью соответствует
канонам сентиментализма.
Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к
частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным
выходцам из всех сословий. Карамзин рассказывает нам историю
несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина
Эраста, дабы доказать, что "и крестьянки любить умеют".
Лиза-идеал «естественного человека» , за которого ратовали
сентименталисты. Она не только "прекрасна душою и телом",
но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне
достойного.
Эраст, хотя и превосходит свою возлюбленную образованием,
знатностью и богатством, оказывается духовно мельче ее.
Николай Михайлович Карамзин стал наиболее видным представителем в русской литературе нового литературного направления — сентиментализма, популярного в Западной Европе в конце XVIII века. В созданной в 1792 г. повести «Бедная Лиза» проявились основные черты этого направления. Сентиментализм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий. Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют» . Лиза — идеал «естественного человека» , за которого ратовали сентименталисты. Она не только «прекрасна душою и телом» , но и способна искренне полюбить человека, ее любви не вполне достойного. Эраст, хотя и превосходит свою возлюбленную образованием, знатностью и богатством, оказывается духовно мельче ее. Он не в состоянии подняться над сословными предрассудками и жениться на Лизе. Эраст обладает «изрядным умом» и «добрым сердцем» , но при этом «слаб и ветреней» . Проигравшись в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако искренние человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей» . Для Карамзина деревня становится очагом природной нравственной чистоты, а город — источником разврата, источником соблазнов, способных эту чистоту разрушить. Герои писателя, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Как признавался сам автор: «Я люблю те предметы, которые заставляют меня проливать слезы нежной скорби» . Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей.. .
Характерно то, что у Карамзина крестьянки Лиза и ее мать, изъясняются на том же языке, что и дворянин Эраст и сам автор. Писатель, как и западноевропейские сентименталисты, еще не знал речевого различия героев, представляющих противоположные по условиям существования классы общества. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи, к которому принадлежал Карамзин. Также и крестьянский быт в повести далек от подлинного народного быта. Скорее он навеян свойственными сентименталистской литературе представлениями о «естественном человеке» , символами которого являлись пастухи и пастушки. Очевидно поэтому писатель ввел в свое произведение эпизод встречи Лизы с молодым пастушком, который «по берегу реки гнал стадо, играя на свирели» . Эта встреча заставляет героиню мечтать, чтобы ее возлюбленный Эраст был бы «простым крестьянином, пастухом» , что сделало бы возможным их счастливое соединение. Писателя все-таки главным образом занимала правдивость в изображении чувств, а не деталей малознакомого ему народного быта.
Потому что персонажи этого произведения отлечаются, повышеной чувственностью.