На самом деле справедливость и милосердие Бога не исключают, а дополняют друг друга, содействуя спасению жизни. Справедливость и милосердие — две грани совершенной личности Бога (Псалом 103:6; 112:4; 116:5). Бог проявляет милосердие к праведникам, устраняя тот вред, который им причинили нечестивые. В этом проявляется его совершенная справедливость. С другой стороны, будучи справедливым в абсолютном смысле, Бог в своем милосердии учитывает ограничения, которые есть у несовершенных людей. Иными словами, Бог действует по принципу: наказание — когда необходимо, милосердие — всегда, когда возможно. В пророческих книгах можно найти немало мест, которые свидетельствуют о гармоничном сочетании этих двух качеств и показывают, что Бог хочет сохранить людям жизнь.
Справедливость Бога нельзя назвать суровой. Справедливость, как правило, связана с юридической стороной дела, и правосудие подразумевает, что виновные понесут заслуженное наказание. Однако Божья справедливость может также означать спасение для достойных. Например, тогда как нечестивые жители Содома и Гоморры были уничтожены, патриарх Лот и его две дочери были спасены (Бытие 19:12—26).