Укажіть жанри давньогрецької літератури? Що таке драма, комедія? Ща таке Ямб, Хорей? Що таке трагедія? ещё твір
твір Анакреонтика поезія
твір Анакреонтика поезія
Ямб (др. -греч. ἴαμβος, предпол. от ἴαμβύκη, назв. музыкального инструмента) , 1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехморная, короткий + долгий сл. , U—; в силлабо-тоническом стихосложении (напр. русском) — безударный + ударный слог; 2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.
Примеры ямбов в античной поэзии:
1) Ямбический акаталектический триметр:
U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
Ἐγὼ δὲ τῶν μὲν οὕνεκα ξυνήγαγον (Σόλων, 17, 1, 2)
Из це́лей, ради ко́их я наро́д собрал
volés sonare: tú pudica, tú proba (Horatius, Ep. XVII, 41)
на лжи́вой: "О скромна́, о целому́дренна
2) Ямбический акаталектический диметр:
U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
in vérba iurabás mea (Horatius, Ep. XV, 4)
шепта́ла вслед слова́ мои
3) В некоторых случаях ямба метр может быть односложным, напр. в ямбическом сенаре:
U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́
Fabúlla: númquid ílla, Páule, péierát? (Martialis, Ep. VI 12, 2)
что в ла́вке по́купа́ет) . Ра́зве, Па́вел, вре́т?
Примеры ямбов в русской поэзии:
1) Четырёхстопный акаталектический:
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…
(А. С. Пушкин)
2) Пятистопный:
Волчица ты! Тебя я презираю!
К Птибурдукову ты уходишь от меня!
(Ильф и Петров, "Золотой телёнок")
3) Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове) ; тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных. Пятистопный каталектический:
Ты погрусти́, когда́ умрёт поэ́т,
Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й
Не возвести́т, что э́тот ни́зкий све́т
Я променя́л на ни́зший ми́р черве́й.
(Шекспир; перев. С. Я. Маршак)
Основные размеры в русском стихосложении — четырёхстопный (лирика, эпос) ; пятистопный (лирика и драма XIX—XX вв.) ; шестистопный (поэма и драма XVIII в.) ; вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв. , комедия XIX в.) .
Точная этимология термина неизвестна. Поскольку ямбические песнопения были неотъемлемой частью праздников плодородия в честь Деметры, термин связывали с именем служанки элевсинского царя Келея Ямбы. Согласно мифу, Ямба развеселила безутешную Деметру, которая повсюду искала дочь Персефону, непристойными стихотворениями (праздники плодородия, посвященные Деметре, сопровождались обсценными выражениями; не исключено, что само имя Ямба — отзвук древнего слова с обсценным значением) . Некоторые исследователи обратили внимание на слово ἴαμβύκη — музыкальный инструмент (то же, что самбука, или самбика) , в сопровождении которого (согласно очень позднему свидетельству Фотия) исполнялись ямбические песни, и высказали предположение, что слово ἴαμβος происходит от названия этого музыкального инструмента.
Хоре́й (др. -греч. χορεῖος — «плясовой» , от χορεῖος πούς — хоровая стопа, размер) — двухсложный стихотворный размер (метр) , стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.
Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея — четырёх- и шестистопный, с середины XIX века — пятистопный.