У Моргунова не так мало ролей, но они больше мелкие, эпизодические, частенько, особенно в старых кинолентах, его имени даже нет в титрах (толстый немец-шутник из Судьбы человека, например). Среди его работ можно отметить образы Стаховича из герасимовской Молодой гвардии, Толстяка из Трёх толстяков и, конечно, Соева из Покровских ворот. Но опять же, всё это небольшие роли. Из этого ряда я выделю образ автовладельца в Сказке о потерянном времени, у которого злые волшебники угнали Москвич. Запомнилось, что актёр, несмотря на свои крупные габариты, очень быстро бегал.
Но, ясное дело, что главная его роль - Бывалый из знаменитой гайдаевской троицы. И это самая первая и главная ассоциация с Моргуновым, как и его фразы:" Не шуми! Я инвалид!" "У-у, проклятый! Расхититель социалистической собственности!" и др.
А вспомнить финальную сцену из Операции Ы, когда инвалидская машина, с бабулей за рулём и сонным Шуриком рядом, тащит за собой на толстой верёвке тройку связанных незадачливых жуликов! Апофеоз!
Но вот человеком он был своеобразным. О его ссоре с Гайдаем не буду, кому интересно, найдёт и прочтёт. Хочу вспомнить, что говорил Ю. Никулин-"Балбес" о своих отношениях с двумя другими участниками знаменитой тройки. С Вициным контакты были, но больше по телефону, ведь Трус с годами всё больше замыкался, став почти отшельником, а вот с Моргуновым Никулин постепенно утратил связи. Бывалый не гнушался тем, что англичане называют practical jokes - грубыми шутками. Вот пример. Идут они с Никулиным по киевскому Крещатику и вдруг Моргунов бросается к какому-то прохожему, крича ему, причём так, что слышит вся улица :"Ты зачем этот пирожок из урны поднял? Не ешь его! ". Ничего не понимающий, ошарашенный хохол с трудом находит слова:" Та ты що? Та я ж його зараз купыв! /Да я же его купил только что!"
Такие вещи Никулина коробили, да и не только его.
Но образ Бывалого в кино памятен, да и любим многими, ведь то были лучшие советские комедии, которые до сих пор можно смотреть.
