В парадоксальном сне информация, заложенная в генах, объединяется с приобретаемой информацией, формируются инстинкты, развивается мозг. Отправляясь ко сну, мы не задумываемся о самом процессе сна, а между тем, это сложный механизм по восстановлению и настройке всех жизненных функций нашего организма на нужный лад.
Парадоксальный сон был открыт Натаниэлем Клейтманом, доктором лаборатории сна Чикагского университета. Наблюдая за новорожденными младенцами, ученый и его ассистенты заметили, что во время сна их глазные яблоки начинают быстро двигаться. Этим движениям соответствовали быстрые низковольтные ритмы на электроэнцефалограмме. Клейтман первый сделал предположение о том, что спящий ребенок смотрит сны. Причем смотрит в буквальном смысле.
Вначале эту стадию сна назвали REM-фазой, используя первые буквы английских слов rapideyesmovements, означающих быстрые движения глаз. Из-за быстрых ритмов на электроэнцефалограмме, которая показывает чуть ли не бодрствование, этот сон также стали называть быстрым.
Французский невролог Мишель Жуве предложил называть REM-фазу парадоксальным сном – слишком много парадоксов она содержит. В настоящее время используются все три названия. Главные характеристики парадоксальной фазы сна:
Десинхронизация биологических ритмов,
Резкое расслабление тонуса мышц, особенно лицевых и на шее,
Усиление кровообращения мозга,
Скачкообразные быстрые движения глаз,
Нестабильность артериального давления и сердечных ритмов,
Эта стадия сна всегда сопровождается более яркими и насыщенными сновидениями, чем медленный сон. Их действие часто занимает столько же времени, как и в реальной жизни.
Поверхностность и глубина, пассивность и активность – столько противоположностей переплетено в парадоксальном сне! Волнения и переживания, учащенное дыхание, неровный пульс, скачки давления, усиленный обмен веществ и значительное расходование энергии – вот такой отдых! А может это вообще не сон, а бодрствование, обращенное внутрь, третья форма человеческой жизни? Вот такие вопросы задавали себе ученые, столкнувшиеся с парадоксами быстрого сна.
На первых порах жизни быстрый сон способствует ускоренному развитию мозга, тренируя и укрепляя его специальными импульсами. Вот поэтому он появляется раньше всех других и захватывает ключевые позиции надолго.
Основываясь на этих данных, Мишель Жуве предположил связь парадоксальной фазы сна с процессами программирования в мозге, которые обеспечивают развитие и поддержание генетически предопределенных функций, таких как инстинкты. В парадоксальном сне происходит объединение информации, заложенной в генах, с приобретаемой информацией. .