
Введенные почти полвека назад меры по охране популяции белого медведя в пределах всей Арктики привели к тому, что численность его полностью восстановилась и даже превысила допустимые пределы. Он стал полновластным хозяином и обычным зверем везде, где обитал в историческом прошлом. Но запретительные меры оказали плохую услугу человеку, почти "медвежью". Зверь стал агрессивным, потерял чувство страха. Часто появляется в людских поселениях.
Гризли - самый крупный и свирепый медведь, опаснейший враг любого охотника. Даже латинское название гризли - ursus horribilis - означает "страшный медведь".Гризли – очень опасные звери. Они плохо видят и способны напасть на человека, спутав его с другими медведями. Если гризли почуял опасность или чем-то раздражен, он сразу бросается в драку, сжимает противника в мощных объятиях и рвет его зубами и когтями.
Гризли весит до 500 кг и, встав на задние лапы, достигает трех метров в высоту. И это еще не предел. Ближайшие родичи гризли - бурые медведи, обитающие на Аляске и острове Кадьяк, бывают еще больше. Вес отдельных особей достигает 700 кг, а рост - 3,3 метра. Это самые крупные из всех хищников.
В давние времена гризли были полными хозяевами американских гор и лесов. Никаких конкурентов и соперников, кроме друг друга, они не знали. Поэтому гризли были весьма самоуверенными и нередко нападали даже на людей, если те их тревожили или если они считали, что их хотят потревожить. У всех индейских племен одолеть гризли считалось подвигом, даже вшестером или ввосьмером. Еще бы - с копьями, стрелами и каменным топором против такой громадины! Белым с их кремниевыми ружьями, круглыми пулями и вечно сырым порохом в схватках с гризли тоже приходилось нелегко.

Еще и сто, и двести лет спустя в отдельных районах Америки бывало не совсем ясно, кто кого преследует, кто, собственно, охотник, а кто дичь. Правда, гризли обычно нападали только будучи раненными, но при этом полностью оправдывали прозвище страшных медведей. Даже получив несколько пуль, разъяренный медведь продолжал атаку, и спастись охотникам удавалось не всегда - разве что успеть залезть на дерево или прыгнуть в лодку. Случались и внезапные, не спровоцированные нападения - тоже, как правило, с тяжелыми последствиями
М. непредсказуемые. Это говорят люди, которые посвятили всю жизнь медведям, дрессировщики например. М. может лизать вам лицо, а через секунду свернуть вам голову. Причем без признаков агрессии. Неожиданная и необъяснимая вспышка может случиться у полуручного животного, которое долгое время не давало повода для опасений. Предугадать вспышку злобы у м. очень трудно, так как своим поведением он никак это не показывает. Большой знаток зверей, директор одного из крупнейших американских зоопарков доктор Хорндэй, сказал: «Лучший подарок врагу – ручной медвежонок». Неожиданная и необъяснимая вспышка агрессивности может случиться у полуручного животного, которое долгое время не давало повода для опасений.
Особо опасным считается медведь, который по каким-то причинам проснулся зимой, вылез из берлоги и пошел шататься по лесу и окрестностям. Его так и называют: медведь-шатун. Такой медведь превращается в голодного и опасного хищника. Особое «стрессовое» состояние, вызванное отсутствием жировых запасов, заставляет медведя утратить свойственную ему природную осторожность. Он может подойти к огню и жилью и даже зайти в город или деревню. Он опасен не только человеку и зверю, но и своему собрату -медведю. Нередки случаи, когда «шатун» залезал в берлогу к дремлющему сородичу и загрызал его. 
