Объясните пожалуйста смысл фразы:
" для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии". Война и мир
" для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии". Война и мир
Чтобы понять смысл вывода Л. Н. Толстого, нужно знать, что стало отправной точкой. Писатель говорит о феномене Кутузова, о его величии, которого не видел свет, но которое понял народ. Том четвёртый, часть четвёртая, глава V:
"Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности масс целей, которые были в голове десятка людей, легко, так как все событие с его последствиями лежит перед нами.
Но каким образом тогда этот старый человек, один, в противность мнения всех, мог угадать, так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?
Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история.
Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии. "
Таким образом, Л. Н. Толстой противопоставляет "естественную народность" своего героя европейскому лакейству, причём под этим лакейством он подразумевает высший свет как европейский, так и российский.
Нет такой фразы, которую можно было бы процитировать и "всё сразу объяснить" - на протяжении всего романа писатель с последовательной ненавистью изображает "высший свет" как нечто искусственное, лживое, готовое прислуживать унижаться для достижения каких-то своих мелких целей, играя судьбами других, страны, Европы. Обладая разной степенью влияния, они оставались по сути лакеями, готовыми согнуться в любой момент перед тем, кто стоял на ступеньку выше в придуманной ими иерархии. Кутузов не мог быть великим человеком в глазах этих людей, потому что выпадал из их системы ценностей.
для лакея велик главный лакей
Насколько я помимаю смысел то это о том что как бы тебе не навязывали свое мнение ты останишся при своем!
" для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии"
А вот Вам Федор Михайлович. -
"Подымется в России лакей и в час великой опасности для нашей Родины скажет:
«я всю Россию ненавижу» , «я не только не желаю быть военным, гусаром, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с» .
На вопрос: «а когда неприятель придет, кто же нас защищать будет?» ,
бунтующий лакей ответит: «В двенадцатом году было великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки. »
Достоевский, "Братья Карамазовы" (Смердяков)
думаю, что для лакея не может быть великого человека, потому что лакей ненавидит всех людей, он может только пресмыкаться и другая сторона медали - это тогда -ненависть.
Великому человеку не нужен лакей.
Насколько я понял--любой кто по статусу выше лакея --уже по его понятиям великий
Возможно, это выражение можно трактовать следующим образом: лакей изо дня в день прислуживает и видит этого великого человека в естественном свете, видит, что он такой же обычный человек, как и другие, так же ест, пьет, спит и ничто человеческое ему не чуждо. В то время как для остальных людей он предстаёт как бы "на пьедестале", им восхищаются, ему, возможно, завидуют, но обратную сторону медали видит только постоянно находящийся рядом и обслуживающий его лакей.