Во второй половине XVIII в. сентиментальные путешествия были одной из самых распространенных форм литературных произведений.
Писатели-cентименталисты обычно использовали форму путешествия, чтобы
лучше раскрыть мельчайшие нюансы чувств своего героя; действительность -
природа и общество - стоит как бы в стороне, на втором плане, она показывается
только лишь сквозь призму личных переживаний автора-путешественника.
«Путешествие из Петербурга в Москву» - это собрание художественных и
документальных повестей, публицистических очерков, теоретических трактатов, философских рассуждений, политических деклараций, исповедей, писем, слов, од
и т. д. , объединенных внешне - сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне - идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством.
Сюжет путешествия несет служебную функцию, облегчая автору собирание и группировку разнородного материала в стихах и прозе из русской жизни и русской истории. Российская действительность воспринимается исключительно глазами «чувствительного» путешественника - мыслителя, философа, гражданина и простого человека, который уставал от езды в коляске, выходил из нее, чтобы размять ноги, потирал ушибленные бока, с удовольствием пил кофе грустил, страдал и плакал, видя людское горе, ненавидел и звал к возмездию, шутил и смеялся сквозь слезы.
Образ путешественника - главный внешний сюжетообразующйй стержень произведения.
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? –
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,
Чувствительным сердцам и истине я в страх
В острог Илимский еду.
Взглянул Радищев окрест - и душа его страданиями человеческими уязвлена стала (вот вам и сентиментализм)
Постоянные восклицания, обращения к читателю, всевозможные "слезы нежной скорби" (это выражение, правда, из Карамзина) , очень бурное выражение чувств.