Если вы 20 лет проработаете в травматологическом пункте, у вас возникнет впечатление, что с увеличением числа травматологических пунктов растет число переломов.
Церковь - это не клуб святых праведников, а место, собирающее кающихся грешников. И то, что именно туда приходят люди с поврежденной психикой так же естественно, как и то, что в травмпункт приходят люди с переломами.
Опять же рост религиозности может быть не причиной, а следствием развития психического заболевания. Скажем, алкоголик, увидевший в состоянии делириум тременс чертей, несомненно возрастет в своей религиозности. Но это не значит обратного: что психически нормальный человек при возрастании религиозности должен увидеть чертей.
Отчасти понимаю вас: православие, ислам и иудаизм заросли ритуалами, и представляют собой форму, вытеснившую содержание. Фактически, на сегодняшний день эти учреждения производят какие-то волшебные спектакли с вовлечением публики. Всякое колдовство связано с экзальтацией, а экзальтация - с нервными аффектами, а они чреваты психической патологией. Собственно, что такое еще помутнение рассудка, если не утрата принципа реальности? А именно к этому в конечном счете сводится религиозный ритуал: к убеждению, что видимыми и никак не связанными с целями действиями мы можем вызвать невидимые последствия с целью связанные. Например, сможем обрести большую моральную дисциплину, последовательно прикасаясь к собственному телу в 4-х местах: в области лба, живота, правого плеча и левого плеча. Если вы сравните этот ритуал с ритуальными действиями невротика, страшащегося наступать на трещины в асфальте, запрещающего себе читать цифры на осветительных опорах, и отказывающегося садиться в самолет, не имея в кармане счастливого пятака, вы вряд ли найдете содержательные отличия. В этом смысле изобилующая ритуалами религия - это нормативно приемлемый невроз навязчивых состояний, а сам невроз навязчивых состояний - нормативно неприемлемая религия.
Заметьте, что попытка некоторых сект отказаться от ритуальной стилистики, снижает их популярность. Недавно я побывал на собрании мормонов - там вообще нет никакого волшебства, и никакие сумасшедшие к ним не ходят. Нет церковных облачений - только черные костюмы, белые рубашки и галстуки, как у "Людей в черном". Нет икон, нет иконостасов, нет причастного вина, нет канонов молитв - абсолютно отредактированная церковь, сплошное христианское содержание, правда, не дотянувшее до окончательного упрощения как у толстовцев. Эффективна ли их церковь? Увы, даже самые продвинутые верующие не могут сподобиться до свидетельств в виде пылающих столбов и прекрасных юношей в ослепительно белых одеждах. А вспоминая о ритуалах дружеских бесед у рыбацкого костра ночью под звездным небом, я сознаю, что они оставили во мне больший след, чем ритуалы РПЦ. Наверное, никакой я не верующий на самом деле.
Что касается меня, мне лично думается, что истинными религиозными действиями могли бы быть благие дела человека: помощь ближнему, голодание во имя выздоровления или морального становления кого-то из друзей или врагов, и даже физические упражнения - вопрос только в посвящении. Никто не помешает вам объявить: "Следующую серию приседаний я посвящаю сестре Тане". Вполне возможно, ваша Таня отныне будет плакать не так горько. (Помню, одной 10-летней девочке я сказал, что Таня горько оплакивает не мяч - мяч не утонет, и это понятно ей. Она оплакивает утрату права собственности на мяч, чего совершенно не понимает идиот-автор, навязывающий ребенку идею одушевленности плавучего мячика. "Вы потеряли купюру 1000 рублей? Не плачьте! Нашедший ее человек найдет ей достойное применение! " "Вы негодуете о разворовывании стабилизационного фонда? Бросьте! Деньги никуда не уйдут с планеты Земля, и все равно послужат человечеству! "). Зачем я заговорил о Тане, о мяче, о 1000 рублей, о стабилизационном фонде? Это был отвлекающий маневр. Ничто так хорошо не помогает, как отвлекающий маневр. Даже отвлекающий шедевр.