Да, в исламе всё преодопределено.
По учению ислама кто не верит в П. с его добром и злом будет сожжен Аллахом в огне. П. (в рамках ислама) - вера в то, что все благое и дурное происходит в силу предустановления Аллаха, что он желает, то и делает. П. выражается в том, что: 1) Аллах знал заранее в целом и деталях какими будут слова и дела людей, 2) он записал все, что знал заранее - за 50 тыс. лет до создания земли и неба, 3) то чего он желает случается, а что не желает не происходит, 4) Аллах причина возникновения всего, даже того, что не сотворено непосредственно им.
1-ым и 2-ым пунктом выводится положение о том, что до появления физического мира существует время (категория психофизической реальности) . Т. е получается, что Аллах принадлежит к пространственно-временному измерению. 3-им и 4-ым пунктом фактически утверждается, что человек не свободен в своих действиях, он детерминирован божественной волей. Т. е. цель человеческого существования состоит не в творческой реализации заложенных в него потенций, а имитации жизни. Отсюда выходит, что духовно-нравственная жизнь оказывается, в сущности, не имеющей смысла. Хотя Коран, с другой стороны, предполагает наличие морали, за которую человек несет полную ответственность. Есть масса мест, где говорится, что за совершение добрых поступков мусульманин получит награду, и, напротив, нарушение воли Аллаха влечет за собой смерть и мучение. Эта противоречивость утверждений ислама ставит проблему целесообразности использования понятия «воздаяния» . Если в понятии «свободы» различать: 1) свободу действия, 2) свободу желания и 3) свободу мысли, то на первый взгляд выходит, что человек в исламе ограничен только свободой желания и мысли. Эту идею и отстаивают исламские богословы. Ответственность за свои поступки человек несет только в области сознания. Человек лишь делает моральный выбор, оценивает, хорош поступок или нет. Иными словами, Аллах дает человеку право выбора (альтернативные варианты действий) , а человек лишь выбирает определенный вариант и присваивает себе. Т. е. человеку, по учению ислама, остаётся только использовать свою волю в добре. Но этот постулат ведет к утверждению, что Бог ответствен за зло, как его причина. На это исламские богословы отвечают, что зло служит воспитательной цели - оно должно заставить человека стать безгрешным. Но в данном случае человек уже лишен не только свободы действия, но и выбора (зло заставляет человека стать безгрешным, хочет он того или нет) . Но при более внимательном прочтении Корана оказывается, что человек лишен в исламе даже свободы желания. В одной из сур Корана написано: «Не пожелаете вы, если не пожелает Аллах» . Встает вопрос, а обладает ли человек свободой мысли. В Коране во множестве цитат говорится, что вера возникает в человеке от Аллаха. Аллах же является и причиной заблуждений. Даже есть места, где утверждается, что Аллах заменяет мысли в человеке одну на другую: «Кого Аллах сбил с пути, для того не найдешь дороги» . Но тогда встает вопрос, а есть ли смысл поступать нравственно. На это Мухаммед отвечал, что все равно необходимо поступать как заповедано, т. к:
1) у каждого человека в связи с этим облегчается путь, и 2) о том как поступит человек известно лишь Аллаху (человек до совершения поступка этого не знает, т. е. пользовался условно свободой выбора) . Встает вопрос: за что человек получает награду, если его воля, мысли, желания не участвует в выборе? И вообще существует ли человек как полноценная сущность? Выходит, что в рамках исламской мысли, мы на это положительно ответить не можем. Поэтому справедливо высказывание Корана, в границах этой парадигмы мысли, что Аллах сам и награждает и наказывает, кого хочет. И поэтому человек не может знать своей конечной судьбы.
В Христианстве все же остается выбор за человеком. Надо следовать за Иисусом, Он слово Алаха.
А согласно Корану является Словом Аллаха - (Иса) Иисус Мессия (сура 3, аят 40 (45)