Первоначально футуризм как литературное течение возник и развился в Италии. Вождём, теоретиком и трубадуром футуристического движения был Маринетти.
В нашей стране роль Маринетти досталась Владимиру Маяковскому. Именно он стал вождем, теоретиком и наиболее видным поэтом всего футуристического движения.
Причины возникновения футуризма в Италии и России, по сути дела, были одни и те же.
"Если футуризм особенно ярко проявился в Италии, - писал в свое время тов. В. М. Фриче, - то это произошло потому, что молодой итальянский капитализм был, как всякий молодой выступающий на историческую арену капитализм, преисполнен боевого задора и наступательных тенденций и потому должен был всколыхнуть и литературу, отразиться в ней новыми темами и новой формой; отчасти же потому, что нигде культ прошлого, культ старого искусства, культ музеев и археологии так не крепок, как именно в Италии, в некоторой степени существующей экономически за счет этого прошлого, привлекающего платежеспособных туристов-иностранцев. Футуризм возник именно в Северной Италии, в Милане, так как именно здесь - главный центр и очаг итальянского капитализма, итальянской индустрии".
В России, конечно, не было такого культа старого искусства, как в Италии. Но в России тоже развивался капитализм. Рост промышленности всколыхнул русскую литературу, оплодотворил её новыми темами, новым литературным стилем. На базе этого капиталистического развития в 1900-х годах, накануне войны и революции появился и русский футуризм.
С самого начала русские футуристы, подобно их итальянским собратьям, выступили как певцы промышленного города и машинной техники. Неслучайно главным очагом русского футуризма был довоенный Петербург, уже тогда являвшийся крупным промышленным центром. Не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Бытие промышленного города определило собой сознание Маяковского. Уже в ранних, основательно забытых, рассеянных по старым журналам статьях его отчетливо оформилась его эстетическая теория.