В изображении Лермонтова Демон совсем не является предводителем адских полчищ, который борется с Божьей волей. Это Демон второстепенный, подчинённый. Зло - это не суть его, а ремесло или развлечение. Однако иногда это ремесло тяготит Демона. Его томит одиночество. Остаток человеческих чувств даёт Демону возможность любить, желать добра, даже плакать над судьбой женщины. Этот мрачный дух ищет спасения в любви невинной Тамары. Однако попытка кончилась неудачно: несмотря на все свои картинные клятвы, несмотря на своё, по-видимому, искреннее желание «любить, молиться и веровать добру» , он не мог отказаться от своей природы, не мог полюбить не эгоистической любовью, не мог полюбить весь мир и живые существа. При первом же осложнении «в душе его проснулся старинной ненависти яд» . «Демон» - могучий искуситель не смог встать на путь добра:
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!. .
http://www.proza.ru/2003/05/30-112
тут подробнее
По мнению Мережковского, Демон является одним из тех нерешительных ангелов, которые «в борьбе Бога с дьяволом не примкнули ни к той, ни к другой стороне» . Дух отрицанья и сомненья колеблется между тьмой и светом, между конечным и бесконечным, между отчаянием и верой. И если это так, то трагедия Демона – это перенос в вечность мучений, которые поэт испытал на земле.